Он заявил об этом в пятницу на пресс-конференции в пресс-центре «Комсомольской правды», отвечая на вопрос корреспондента Агентства национальных новостей.
«Как гражданин я считаю, что дело против Горбачева должно было быть возбуждено», — сказал Анатолий Уколов, подчеркнув, что это было бы возможно, если бы разбирательства по делу против ГКЧП были бы продолжены.
Анатолий Уколов напомнил версию посетивших Форос членов ГКЧП, сообщивших суду, что экс-президент СССР сказал на этой встрече: «Я в этом не участвую, действуйте сами». У Горбачева была несколько иная версия, но именно в том, какая из них соответствует действительности, и мог бы выяснить Верховный суд РФ.
«Такие глобальные события не могут быть исследованы только в одном направлении», —заявил Уколов он, отметив, что «капитан корабля давно покинул капитанский мостик, и с ним следовало бы разбираться».
Уколов напомнил журналистам, что дело против участников ГКЧП было прекращено в результате постановления об амнистии, принятого Госдумой РФ 23 февраля 1994 года. Он отметил, что если бы не это обстоятельство, решение по делу каждого участника путча было бы принято в соответствии с законом и «по совести», несмотря на ощутимое давление со стороны новых российских властей.
По его словам, давление в частности выразилось в публикации книги тогдашнего генпрокурора РФ Валентина Степанкова и его заместителя «Кремлевский заговор», где уже до начала судебных заседаний глава гособвинителей сформулировал обвинение 12 участникам «заговора».
«Было много заявлений со стороны власти, но прямых звонков и указаний не было. Тогдашней власти нужен был скорый и жесткий суд. А мы ставили задачу иначе: разбираться долго, но справедливо и по закону», — сказал Уколов.
Уколов считает, что в случае продолжения судебных разбирательств, обвинения по статье «захват власти» и «измена родине» были бы сняты, так как примерно в это же время были приняты соответствующие изменения в законодательстве.
Кроме того, по его словам, ни один из участников ГКЧП не признал себя виновным. 11 обвиняемых согласились принять амнистию с оговоркой, что они «не выступали против интересов государства». При этом один из участников, Валентин Варенников, отказался от амнистии и в дальнейшем был полностью оправдан Верховным судом РФ. Анатолий Уколов не исключил, что такая же судьба могла ждать и других участников дела.
Ссылки по теме:
«Яблоко»: Август 1991 года сохраняет значение, несмотря на последствия
Юрий Вдовин: Загадочная Россия – с августа 1991-го по август 2006-го