Тема национальных проектов «закрывается» их трансформацией в госпрограммы, которые уже будет курировать будущий премьер-министр. Проблема в том, что все большее число источников утверждает, что едва ли это будет Владимир Путин.
Для Путина назначение на пост премьера - уменьшение его политического влияния. Если он останется в правительстве на вице-премьерском или, тем более, министерском посту, девальвация пойдет быстрее. Мы уже наблюдаем постепенное «схождение» с экранов ТВ и со страниц печатной прессы действующего президента, объектом их пристального внимания стал главный кандидат в президенты РФ - первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Проект «национальный лидер – Путин» можно считать почти «замороженным». Одновременно началась мощная информационная «подпитка» Дмитрия Медведева, который, уже не стесняясь, берет на себя функции верховной власти.
В этой связи, очевидно, что «путинского курса» после мая 2008 года в России уже не будет, а будет «медведевский курс» (так что термин «преемник» необходимо поменять на «сменщик», так как индивидуальные черты президента всегда насыщают его политику). А поможет в этом Медведеву «партия власти», которая уже, по сути, отказалась от брэнда «Путин»: функционеры «Единой России» больше не копируют Путина – они подражают мимике Медведева, да и сам «сменщик» заметно перестал копировать Владимира Владимировича.
Кстати, снятие Михаила Касьянова с президентской гонки должно подчеркнуть, по мысли оппозиции, антидемократичность режима и даже нелегитимность будущего президента.
Проблема в том, что это настроение не разделяется большинством населения России: рейтинг Медведева достигает 80%. Правда, сам Касьянов, как говорят, даже рад такому повороту событий, так как позволяет ему без лишнего риска остаться в нише оппозиционера и не испытывать позора, например, набрав 2% на выборах.
Снятие Касьянова, «выдавливание» Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского поставит Медведева в пару с Андреем Богдановым – придется делать выборы псевдоконкурентными. В случае же самоснятия и Андрея Богданова (роль Владислава Суркова растет!) придется переносить дату голосования, что даст возможность выдвинуть дополнительных кандидатов.
Отметим, что задержание Владимира Некрасова (владельца сети магазинов «Арбат-Престиж») и Сергея Шнайдера (он же - Семен Могилевич) по «налоговым» статьям – потенциальный удар по кампании Дмитрия Медведева.
Фактор Могилевича аналогичен «делу» Сторчака для министра финансов Алексея Кудрина. Информационная война групп влияния по мере развития президентской кампании и даже после нее будет только ужесточаться: Медведеву, очевидно, не удастся в ближайшее время закрыть основные очаги конфликтов. Это не удалось даже Владимиру Путину.
Кстати, кадровые маневры, которые планируется провести уже в марте-мае 2008 года, будут идти на фоне новой административной реформы, которую уже фактически провозгласил Медведев, заявив, что у него собственное видение способов решения проблем, стоящих перед страной.
Ожидается также активизация «олигархического зарубежья» - лондонского штаба, который оппонирует уже не только Путину: новой мишенью избран т.н. «преемник». Костяк «подполья» составляют Борис Березовский, Леонид Невзлин, Владимир Гусинский и Михаил Гуцериев.
В итоге, нас ожидают, вопреки прогнозам, весьма занимательные с точки зрения подковерных интриг выборы - с сюрпризами и непременно неожиданным финалом.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации