annrus.ru Юрий Тыссовский: Ирак на пути к демократии может развалиться на части
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
22
сентября
2024

Юрий Тыссовский: Ирак на пути к демократии может развалиться на части

31.08.06 8:50

Не проходит дня, чтобы из Багдада не поступали леденящие душу сообщения о новых массовых кровопролитных «разборках» преимущественно между представителями шиитской и суннитской общин.

Если раньше наибольший урон мирному населению и контингенту оккупационных войск США и их союзников наносили так называемые «силы сопротивления» - суннитские последователи Саддама Хусейна, националисты и «джихадисты», то есть проникшие в Страну на Тигре и Евфрате из-за рубежа сторонники «мирового джихада», то за нынешним беспределом стоит вековая конфессиональная рознь, усугубленная местными проблемами.

В любой исламской стране, где проживает сколько-нибудь значимая шиитская община, ее отношения с суннитским большинством в силу исторических причин складываются через раздоры, а то и кровь. За примерами ходить далеко не надо – так было в Ливане, Ираке, Саудовской Аравии, Пакистане, Афганистане, Бахрейне. При этом следует помнить, что только в Иране большинство жителей – шииты, ну разве еще в Бахрейне, где власть, однако, твердо монополизирует суннитская верхушка.

Благодаря «сильной руке» Саддаму удавалось держать «своих» шиитов (60% населения) в узде путем беспрестанных репрессий. Но свержение диктатора американцами весной 2003 г. коренным образом изменило демографический баланс власти. Обуянный мессианской идеей «демократически» преобразовать Ближний Восток, президент США и его неоконсервативное окружение решили превратить Ирак в «маяк свободы», который указывал бы остальным арабским странам «правильный» путь к процветанию в условиях многопартийной системы. Что из этого вышло, мы видим сегодня.

Исход демократических выборов, несколько раз проведенных в стране за минувшие три с половиной года, имел предсказуемый результат – победу шиитов, большая часть которых ориентирована на их единоверцев в Иране, как раз злейшем враге Америки. Получив существенное большинство в парламенте, они формировали политический курс во внутренних делах, стержнем которого стала месть суннитам, занимавшим при Саддаме привилегированное положение. Подчинив своему влиянию ключевые министерства, в том числе силовые, они обрели возможность эффективно добиваться поставленных целей.

Суннитское вооруженное сопротивление при активном содействии «джихадистов» вело активную борьбу не только против оккупантов и шиитов, но также против предателей-единоверцев, которые сотрудничали с «марионеточным» режимом власти, поддерживаемым США. Американцы за последнее время определяли число боевиков с оружием в руках в 20 тыс. человек, в то время как иракские военные считали, что сражаются против 40 тыс. повстанцев при 130 тыс. «сочувствующих». Страдало же от этого в основном мирное население не только крупных городов, включая Багдад, но и тех, что в «глубинке».

12 декабря прошлого года Буш сообщил, что с марта 2003 г. число жертв в Ираке превысило 30 тыс. человек, причем военные потери армии Саддама были относительно ничтожны. С начала 2005 г. мы наблюдаем проявления «гражданской войны», у которой не было определенных фронтов. Это, собственно, была война за территории проживания методом запугивания через массовое физическое устранение «иноверцев» - простых иракцев при практически полном невмешательстве силовых структур. Юг страны быстро стал почти полностью шиитским, в центральных районах доминировали сунниты с лоскутными шиитскими вкраплениями.

Резкий взлет насилия произошел после взрыва 22 февраля шиитской святыни в Ас-Самарре, после чего руководство этой общины, очевидно, решило усилить давление на суннитов. За это время число жертв с обеих сторон только среди гражданского населения на начало августа достигло 12 тыс. человек, да и то по далеко не полным данным. В среднем в день насильственной смертью погибают 60 человек, иногда до сотни. Численность перемещенных лиц, покинувших насиженные места, составила к середине августа 138 тыс. человек.

В самом Багдаде столичные жители в панике бегут: сунниты - в западные кварталы, известные как Карх, шииты - в восточные районы Русафу. Таким образом, по образу и подобию Бейрута после гражданской войны, город фактически разделен невидимой «зеленой линией» на две части, и правительство Нури Камаля аль-Малики, шиита, между прочим, не видит иного выхода, как примириться с необратимым процессом. «Последним шансом» на успех он назвал ввод в столицу частей иракской армии (12 тыс. человек) и 4 тыс. американских солдат для ликвидации «эскадронов смерти», как суннитских, так и шиитских, использующих массовый террор против мирных жителей.

Командование США в Ираке крайне неохотно согласилось на совместное патрулирование города. Американские потери с начала войны на конец августа уже превысили 2 тыс. 630 военнослужащих (для примера: Англии – 115, Италии – 32, Украины – 18, Польши – 17 и т.д.), а новые столкновения с боевиками на городских улицах неизбежно ведут к росту печального списка жертв. Так и получилось: за последние дни августа погибли еще до 15 солдат и офицеров. В районе города, известном как Мадинат ас-Садр, или Садр-сити, населенном исключительно шиитами, войска по наведению порядка столкнулись с ожесточенным сопротивлением боевиков «Джейш аль-Махди» (армии Махди) – военизированного ополчения Муктады ас-Садра, воинствующего клирика-шиита, который, несмотря на молодость, пользуется растущим влиянием в общине. Его бойцы уже дважды за последние два года вели полновесные боевые действия против американцев и иракской армии.

Столкновения садристов в городке Ад-Дивания с американо-иракскими силами привели к гибели нескольких десятков человек с обеих сторон, 70 получили ранения. Интересно отметить, что «Тайяр ас-Садр» (садристское движение) – политическое крыло организации Муктады представлено в парламенте 30 креслами из 275 и занимает пять постов в правительстве. Два ключевых генерала армии США выступили 25 августа с оптимистическими прогнозами относительно успеха операции «Вперед вместе» по внедрению безопасности в Багдаде. Командующий войсками США в Ираке Джордж Кейси заявил, что «наши усилия срабатывают».

Его непосредственный начальник, командующий войсками США на Ближнем Востоке Джон Абизейд был даже более оптимистичен: «Я думаю, Ирак далек от гражданской войны. Я полагаю, что был достигнут большой прогресс за последнее время на фронте обеспечения безопасности в Багдаде».

Последние сообщения из Ирака от этого оптимизма не оставляют камня на камне. 27 августа в стране были убиты 50 иракцев, погибли восемь американских солдат. Министр обороны Ирака Абдель Кадер Джасем Мухаммед признал 28 августа, что «ситуация в Аль-Басре (крупном центре на Юге Ирака с преимущественно шиитским населением – ЮТ) резко ухудшилась, несмотря на присутствие там английского контингента». Надо отметить, что англичане там лишь «присутствуют, но не правят». Чтобы каким-то образом оправдать свое бессилие в попытках играть решающую роль в иракских событиях, Вашингтон взял за практику обвинять Тегеран в том, что он содействует-де шиитским боевым формированиям в их борьбе против американских и лояльных Багдаду войск. Об этом не раз говорил президент Буш, посол США в Багдаде Залмай Халилзад недавно выступил с «разоблачениями» Ирана, который «активно вооружает и готовит в боевом отношении шиитские милиции в Ираке». Время от времени ему вторят американские генералы, но некоторые из них честно признают, что конкретными фактами не располагают.

Бригадный генерал Майкл Барберо заявил на пресс-конференции, что имеются «неопровержимые доказательства» иранских связей с боевиками. А вот его коллега в том же звании, официальный представитель контингента США в Ираке Уильям Колдуелл пару недель назад сказал журналистам, что «нет ничего, позволяющего нам определенно заявить, что какие-либо иранцы действуют в Ираке». На днях глава самой, пожалуй, влиятельной шиитской партии «Высший совет исламской революции в Ираке» Абдель Азиз аль-Хаким заявил в интервью журналу «Тайм»: «Американцы выступают с подобными обвинениями уже долгое время. В течение трех лет мы им говорим – представьте нам доказательства, но они ни разу этого не сделали».

«Они просто ищут на кого бы возложить вину за свои провалы, и самым простым путем будет обвинить Иран», - вторит ему глава парламентского комитета по вопросам обороны и безопасности Хади аль-Амири. С другой стороны, можно предположить, что иранские спецслужбы имеют свою агентуру среди единоверцев в соседней стране, и было бы глупо этим не воспользоваться.

«Уровень насилия в Ираке не растет. Никакой гражданской войны нет. Ирак не находится и никогда не будет находиться в состоянии гражданской войны. Я могу заверить в этом народ Ирака», - заявил 28 августа Нури аль-Малики в интервью телеканалу Си-Эн-Эн.

Народные массы не верят, в конце концов, что к таким «заверениям» его вынуждает пост премьера. Выход из кризиса власти, помимо военной силы, аль-Малики видит в «национальном диалоге», в том числе между шиитами и суннитами. 25 августа он собрал в Багдаде более 100 племенных вождей со всех уголков страны. Участники разношерстной в конфессиональном плане камарильи в белоснежных робах на словах поддержали призыв главы правительства активно преодолевать сектантскую рознь и бороться против террора. Они даже подписали «пакт чести», обязывающий их следовать курсу на национальное примирение. И под взрывы бомб и автоматную стрельбу разъехались по домам.

Думается, что это собрание, как и подобные инициативы в прошлом, даст нулевой результат. Под сладкие разговоры иракских лидеров и их американских спонсоров Ирак, между тем, стремительно движется к самораспаду. В этноконфессиональном плане страна на Тигре и Евфрате четко разделялась исторически на три региона: богатый нефтью Север, населенный курдским меньшинством, шиитский Юг от Ан-Наджафа до Аль-Басры, также не обделенный этим природным богатством, и суннитский Центр, не имеющий практически никаких естественных ресурсов. Во многом, поэтому сунниты так цепляются за единое федеральное устройство Ирака, надеясь получать хотя бы часть общенациональных доходов от «черного золота» и не быть обреченными в будущем «есть песок».

Курды, всецело поддерживающие оккупацию американцами страны, в силу ряда причин практически обрели в государственном устройстве автономный статус. Сейчас их позиция сводится к известной китайской народной мудрости: «Сидеть на холме и наблюдать, как в долине дерутся два тигра». В этих условиях курдские лидеры при определенных обстоятельствах рассчитывают даже на полную формальную независимость, хотя на этом пути есть серьезные сложности – Турция, Иран и Сирия саму идею «Свободного Курдистана» отвергают на корню, так как считают, что их собственные курдские меньшинства поддадутся идеям сепаратизма. Но что для Ирака Курдистан – отрезанный кусок, сомнений не вызывает.

Сложнее обстоит дело с шиитским Югом. Специфика обстановки там сводится к тому, что он становится на деле иранской провинцией, американцы же фактически превратились в заложников своих шиитских «подопечных». Положение осложняется тем, что за последнее время Иран обрел практически военно-политическую гегемонию в регионе, что крайне беспокоит суннитское арабское окружение «новой персидской империи».

Сменив режим Саддама Хусейна, американские горе-стратеги эффективно устранили с ближневосточной «шахматной доски» мощную фигуру, которая во многом сдерживала экспансию Ирана. Арабские лидеры обеспокоены тем, что на их глазах формируется шиитский «пояс нестабильности», который через Сирию и ХАМАС непосредственно затрагивает арабский мир, что придает конфликту в Ираке не только внутреннее, но и региональное измерение. Именно поэтому возможность создания на Юге шиитской автономии или даже государственности вызывает столь пристальный интерес соседей. 26 августа уже упоминавшийся Абдель Азиз аль-Хаким прямо призвал к созданию к югу от Ан-Наджафа «самоуправляющейся территории», читай, автономии, и провести по данному вопросу референдум. Эти заявления не могут не подрывать позицию Нури аль-Малики, который, кстати, по партийной линии должен подчиняться мнению главы Высшего совета, но премьер-министр продолжает отстаивать федеральное устройство страны с сильным центром власти в Багдаде.

Между тем, процесс распада Ирака де-факто продолжается. А что же США? Многие влиятельные политические наблюдатели видят неизбежность разделения страны на Тигре и Евфрате на три составные части. В качестве рекомендаций американскому руководству разработан «План А» - способствовать добровольному этноконфессиональному территориальному переделу при сохранении федерального устройства, при этом американский военный контингент остается. Но выполнение такой программы действий требует согласия всех общин, что нереально, но суннитов можно «купить» гарантиями распределения доходов от нефти не по географическому принципу, а на основе per capita, то есть на душу населения по всей стране. В противном случае – вариант Боснии начала 90-х годов, с межнациональным геноцидом и 200 тыс. душ погибших. В Ираке может быть много хуже.

«План Б» более мрачен для Белого дома. Он подразумевает вывод войск из Ирака и акции по воспрещению распространения войны на сопредельные страны. Его составители не дают рецепта, как можно добиться такого результата, за исключением туманных намеков на необходимость поддержать в стране некий «уровень стабильности». «План Б» очевидно приведет к провалу всех поползновений Джорджа Буша-младшего превратить Ирак в «светоч демократии». Впрочем, «План А» тоже. В целом же все тенденции развития обстановки на ближайшее будущее говорят о том, что администрация Белого дома оказалась неспособной просчитать самые простые варианты событий и в итоге терпит в Ираке сокрушительный провал. Как и на всем «Большом Ближнем Востоке».

Юрий Тыссовский, независимый обозреватель

Ссылки по теме:

Великобритания может в два раза сократить свой контингент в Ираке

Изнасилования и убийства – «подвиги» американцев в Ираке

Будет ли суд над Саддамом справедливым?

Мусульманская интеграция как ответ на вызовы
 








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Новый сезон театра «Ромэн» открыл легендарный спектакль «Мы — цыгане»
17.09.2024 12:00 Новый 93-й театральный сезон в театре «Ромэн» традиционно открыл культовый спектакль-рекордсмен «Мы — цыгане». На сегодняшний день эта постановка показана около 2500 раз. В спектакле задействована вся труппа театра.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100