annrus.ru Православные святыни на Святой Земле: Горненский женский монастырь
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
22
сентября
2024

Православные святыни на Святой Земле: Горненский женский монастырь


05.09.06 16:10

Монастырские земли уже более века принадлежат Русской православной церкви. Один из самых выдающихся начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) в 1871 году оформил купчую на земельный участок к югу от Иерусалима, включающий селение Эйн-Карем («Источник в винограднике»), и назвал его по-евангельски - «Град Иудов» или «Горняя».

- Когда была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме и каковы ее заботы?

- Со времени принятия на Руси христианства русский благочестивый человек устремлял свои взоры на Святую Землю, где Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого, где, пролив кровь, через жертву явил любовь к человеку. Человек, в благодарность принявший веру Христову, стремился ответить на эту любовь многоразличными подвигами, среди которых было паломничество к местам, связанным с жизнью Спасителя. Путь паломника был не просто труден, но и опасен. Видя нужды благочестивого человека, Русская Церковь организовала здесь представительство для вспомоществования стремящихся сюда паломников. Но только к началу XIX века удалось наладить взаимоотношения с турецкой Портой, что вселило надежду на установление духовной миссии, которая и была учреждена в 1847 году. Основные ее задачи остаются сегодня теми же – быть связующим звеном между церковью Иерусалимской и Русской, иметь заботу о русских паломниках, число которых, например, к концу XIX в. достигало 10 тыс. человек в год. Поддерживая паломников, миссия помогала и местному населению в его нуждах, возводя приюты, больницы и школы, неся свет веры народам, не просвещенным верой Христовой.

Величайшей заслугой архимандрита Антонина (Капустина) является приобретение им в собственность Русской Церкви участков земли в местах, тесно связанных со священной историей Ветхого и Нового Завета.

Начиная с 1868 года, архимандритом Антонином были приобретены земли в Иерусалиме, Хевроне, Вифлееме, Иерихоне, Галилее. Средств на их покупку часто не хватало, и тогда архимандрит Антонин обращался за помощью в Россию. Немалые суммы пожертвовали российские промышленники, к примеру, владелец металлургических заводов в Санкт-Петербурге Путилов, а также владельцы известных гастрономов братья Елисеевы. Но деньги жертвовали и обычные прихожане русских церквей, внося посильную лепту в благое дело.

Таким образом, в 1871 году архимандрит Антонин сумел осуществить покупку земли поселения Эйн-Керем (Источник в винограднике), расположенного в живописном месте на склоне горы близ Иерусалима. Место не просто радовало глаз, здесь проходила сама евангельская история. Эта земля освящена жизнью Иоанна Предтечи, его родителей – праведных Захария и Елисаветы, посещением Божьей Матери.

- Каким образом появился здесь монастырь?

- Купив землю в Эйн-Карем, архимандрит Антонин задумал основать на них обитель для русских женщин, пожелавших остаться на Святой Земле и провести остаток жизни в подвиге. Приезжавшим женщинам предстояло самим заботиться о строительстве жилищ. Так со временем был заселён северный склон горы. Свои внешним видом монастырь не похож на привычные русские монастыри. Здесь нет одного или нескольких общих корпусов с кельями, по всей территории разбросаны небольшие домики, в разное время отстроенные сестрами.

Но созданное поселение еще нельзя было назвать монастырем, в нём не было храма. О этом и позаботился рачительный начальник Миссии. На его строительство также собирались средства в России, и уже в 1883 году в Граде Иудовом был освящен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. С этого момента и началась полнокровная жизнь Горненского женского монастыря под духовным руководством начальника Русской духовной миссии.

Шли годы, число насельниц увеличивалось, необходимость требовала постройки нового, более вместимого храма. Так, в 1910 году на вершине горы началось строительство величественного собора, но оно было прервано драматическими событиями в мировой и российской истории. Возведению храма сначала помешала Первая мировая война, а затем революционные события 1917 года и последующие за ними годы гонения на Церковь. Уже в наши дни Русская духовная миссия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступила к возобновлению строительства собора Всех святых, в земле Российской просиявших. Сегодня Собор во всем своем величии возвышается над склонами монастыря, уже увенчанный куполами и крестами. В настоящее время в храме ведутся внутренние отделочные работы.

- Каков нынешний уклад монастырской жизни?

- Благоустройство обители всегда поддерживалось заботами начальников Русской духовной миссии, а также усердием монахинь и трудниц. Сейчас в монастыре проживают 60 монахинь и послушниц, в лучшие времена (до революции 1917-го года), в монастыре подвизались до 200 сестер. Монашествующие прибывают сюда из русских монастырей, желая подвизаться в Святой Земле. Их заботами многочисленные паломники имеют возможность посетить Святые места, поклониться земле, освященной спасительным подвигом Господа.

Монастырский уклад строится строго по Общежитийному уставу, данному еще архимандритом Антонином. Дни проводятся в келейных молитвах, храмовых богослужениях и послушаниях, к которым относится и обустройство быта, и прием паломников, и работа в трапезной, и сбор маслин.

Но в монашеском укладе важнее всего правильно проходить поприще жизни духовной. Недостаточно уединиться за монастырские стены, на этом месте должно свято жить. Нужно вести духовную жизнь, тогда и мир будет преображаться. Уход от мирской суеты - это не убегание от внешних трудностей, но желание служить Богу, подвизаясь в монашестве. И подражать святости свято поживших мы призваны. Бог создал человека по образу и подобию своему. Образ мы носим, а подобия нужно стремиться достичь, восстановить утраченную связь с Богом.

Если молитва будет основой для всех, населяющих обитель, если забота о спасении будет главным для подвижника, и послушание он сделает правилом своей монашеской жизни – тогда монашествующие будут светом для мирян, тогда как для монахов светом будет жизнь ангелов – им они будут уподобляться.

- Разве перечисленные Вами принципы не являются уже утверждающей основой монашеской жизни?

- Люди, избравшие путь монашества, не лишены недостатков, они такие же, как и все. Но они имеют всегдашнее стремление приблизиться к Богу и служить Ему, через подвиг они врачуют душу, обновляются и совершенствуются. Каждому требуется для этого свое время. Молитва – главное делание, основа жизни монашествующих. Они молятся о личном спасении, об Отечестве, о тех, кто в молитве нуждается. Когда разбился самолет под Донецком, монахини молились о душах погибших, а убитые горем родственники знали, куда обратиться за помощью и утешением.

- Подобные масштабные трагедии являются следствием технического прогресса, который присутствует в нашей жизни как данность. Все мы пользуемся его благами и уже не представляем себе иной жизни. Насколько вошли блага цивилизации в жизнь монахов?

- Монастырь – место подвигов, сокрытых от мира. Достижения науки и техники используются в монастырской жизни, но они второстепенны, они должны быть подчинены потребностям духовным. Молитва, послушание, труд – вот основа жизни монастыря. Технические достижения – это лишь средства послужить внутренней жизни обители. К примеру, нет смысла отказываться от электричества или телефона. Для поддержания каталога рукописей удобно использовать компьютер. Замечу, что и паломники сегодня прибывают на Святую Землю самолетами и передвигаются на комфортабельных автобусах. Но все это не должно отвлекать от главного. В жизни духовной важны ценности духовные, а не вещественные, материальные. Последние же используются по мере разумной необходимости, так, чтобы не занимали ум и сердце человека, избравшего путь телесного и духовного подвига.

- Каким образом Русская духовная миссия участвовала в поддержке северных районов Израиля во время ливано-израильского конфликта?

- Русская духовная миссия не могла оставаться безучастной к той трагедии, которая постигла и израильтян, и ливанцев, и вообще всех добропорядочных людей. Чувство скорби и стенания наполняют душу. Заботами миссии были эвакуированы сестры с подворья в Тиверии, семья священника с подворья в Хайфе. Сам же священник счёл свои долгом остаться со своей паствой, и на протяжении всей войны, когда на Хайфу падали ракеты, страдали и погибали люди, продолжал служение в храме св. пророка Илии. Прихожанами храма являются как работники российского консульства, так и православные репатрианты из бывшего Союза, приехавшие в Израиль. Немало прихожан и из местных христиан-арабов.

В Троицком соборе Миссии был совершен молебен «Об избавлении от брани и даровании мира». Многочисленные прихожане храма и паломники молились о том, чтобы мир вновь воцарился на Святой земле.

Ссылки по теме:

Анализ религиозной жизни в России за 28 августа-1 сентября








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Новый сезон театра «Ромэн» открыл легендарный спектакль «Мы — цыгане»
17.09.2024 12:00 Новый 93-й театральный сезон в театре «Ромэн» традиционно открыл культовый спектакль-рекордсмен «Мы — цыгане». На сегодняшний день эта постановка показана около 2500 раз. В спектакле задействована вся труппа театра.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100