06.09.06 19:16
Называя Вырыпаева «дебютантом» в режиссуре, необходимо оговориться, что это его первый киноопыт. Сам режиссер хорошо известен в театральных кругах как постановщик таких нашумевших спектаклей как «Кислород» и «Бытие № 2». Его фильм «Эйфория» заставляет вспомнить «Возвращение» Андрея Звягинцева, три года назад получившего в той же Венеции два «Золотых льва»: это и кинодебют, это и отточенность кадра, это и неспешное повествование, так же основанное на мифологической почве. Но, в отличие от ленты Звягинцева, «Эйфория» - это не притча, апеллирующая к Библии, а, скорее, трагедия, отсылающая к древнегреческим мотивам. Это история страсти и любви на фоне широких русских пейзажей, где главные герои не могут сосуществовать в отрыве от донских степей, что и превращает нехитрый сюжет в целое захватывающее полотно. Остальные же элементы драматических коллизий: любовь, кровь, предательство и жертвоприношение – на месте, за что, видимо, «Эйфория» и получила в этом году специальный диплом жюри на сочинском «Кинотавре».
Но, как теперь известно, не только «Кинотавр» обратил внимание на ленту Вырыпаева. Вчерашний показ в Венеции завершился тоже своеобразной эйфорией: во время финальных титров зрители аплодировали стоя. Что, впрочем, пока никак нельзя считать победой российского фильма на кинофестивале.
Пока что в списке наиболее вероятных претендентов на «Золотого льва» чаще всего фигурирует лента Стивена Фрирза «Королева» («The Queen»), наполовину сатирическая, наполовину трагическая картина о нескольких днях после гибели принцессы Дианы, где главными героями выступают королева Елизавета II и премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Во всяком случае, если ожидания кинокритиков не оправдаются, и «Золотой лев» самой ленте не достанется, то игра Хелен Мирен, сыгравшей королеву, единодушно признается лучшей женской ролью среди показанных фильмов кинофестиваля на острове Лидо. Что характерно, актриса недавно сыграла Елизавету I в одном из сериалов, получив за эту роль телевизионный приз «Эмми».
Также в качестве вероятного победителя в Венеции рассматривается картина «Личные страхи в публичных местах» («Private Fears in Public Places») Алена Рене. Эта картина известного французского режиссера, 45-я по счету, является неспешным повествованием о любви посреди заснеженного Парижа. Тенденция снимать антиутопии о будущем Европы отразилась и еще на одном фаворите среди кинокритиков – фильме «Дитя человеческое» («Children of Men») Альфонсо Куарона.
В списке кандидатов на главный приз также значится фильм Поля Верховена. Это первая за 20 лет его голливудской карьеры голландская картина «Черная книга» («Zwartboek»). Как и в своих дебютных лентах, Верховен вновь обращается к теме Второй Мировой. На этот раз режиссер исследует тему холокоста. Как свидетельствуют критики, такой слезоточивой драмы, как эта, кинофестивали не видели со времен «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера.
Как бы то ни было, поговорка о том, что «главное – участие», как никогда актуальна для русского кинематографа на нынешнем Венецианском кинофестивале. Ведь каждый день знаменуется полными залами на показах фильмов программы «Секретная история русского кино», представляющей наши старые добрые картины периода с 30-х по 70-е годы прошлого столетия.
Мостра, как еще называют кинофорум в Венеции, закончится 9 сентября, когда официальным фильмом, закрывающим фестиваль, станет «Остров» Павла Лунгина.