08.09.06 19:04
Южноафриканский «десант»
Владимир Путин назвал переговоры в Кейптауне «результативными, практически, по всему комплексу взаимодействия государств».
«Мы говорили о нашем сотрудничестве на международной арене, о вкладе наших стран в урегулирование острых ситуаций как на Африканском континенте, так и в мире в целом, - отметил президент РФ. - Но основное внимание было уделено сотрудничеству в торгово-экономической сфере, потому что уровень нашего экономического взаимодействия абсолютно не соответствует тому уровню политического доверия и сотрудничества, который сложился за последние годы».
По словам российского президента, он «ни в какое сравнение не идет с объемом торгово-экономических связей ЮАР с другими ведущими странами мира». «А между тем, возможности для сотрудничества у нас очень большие», - заключил Путин.
В резиденции президента ЮАР в Кейптауне, в присутствии Владимира Путина и Табо Мбеки, был подписан ряд договоров. В частности, глава Роскосмоса Анатолий Перминов и министр науки и технологий ЮАР Мосибуди Мангена подписали соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Министр юстиции РФ Владимир Устинов и министр обороны ЮАР Мосиуоа Лекота подписали соглашение о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, полученной в результате двустороннего оборонно-промышленного сотрудничества. Также было подписано соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения и медицины. Свои подписи под соответствующим документом поставили замминистра здравоохранения и социального развития РФ Владимир Стародубов и министр здравоохранения ЮАР Манто Тшамбалала-Мсиманг.
В южноафриканском визите президента РФ, как будто нет ничего особенного. Если бы не одно существенное обстоятельство. Владимир Путин проводит во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах деятельности России последовательный курс «сдержанного доминирования», о чем не раз уже сообщало Агентство национальных новостей. Это курс - на восстановление утраченных в предыдущие 10-15 лет позиции мировой державы. Администрация президента и сам президент постоянно подчеркивают в подобного рода встречах особую роль России в международном сообществе. При этом акцентируется внимание на то, что экономические связи России с той же ЮАР ни в какое сравнение не идут с объемом торгово=экономических связей ЮАР «с другими ведущими странами мира».
Балканский «расклад»
Российский президент лично занялся реализацией нефтепроводного проекта Бургас-Александруполис, позволяющего обойти «турецкие» проливы и по кратчайшему направлению выйти к Средиземноморью.
В своём выступлении в Афинах Владимир Путин в нервозной тональности охарактеризовал почти 15-летнюю задержку со строительством этой нефтяной артерии, посетовав, что за это время построены «Голубой Поток» и нефтепровод Баку-Джейхан, куда более значительные по протяженности и капиталоемкости.
Болгария и Греция выступают за свои минимум 30%-ные доли в этом проекте, российская же сторона ныне требуетљ контрольного пакета акций в проекте и «эксплуатационном» трубопроводном консорциуме, ссылаясь на то, что именно российская нефть будет заполнять трубопровод. А Афины и София настаивают на равенстве всех стран-участниц в этом проекте, ибо транзит нефти будет осуществляться по их территории.
Что касается самой нефти, она будет не только российской, но и азербайджанской, казахстанской, туркменской, перевозимой танкерами в Бургас не только из Новороссийска и Туапсе, но и из Батуми и Поти. Поэтому Болгария с Грецией пока возражают против российского «главенства» в консорциуме.
Россия вынуждена обходить Босфор с Дарданеллами, где Турция вводит «сепаратные» ограничения на танкерное судоходство с середины 1990-х годов. В то же самое время увеличивается перекачка нефти по артерии Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан, конкурирующей не только с маршрутами через упомянутые проливы, но и с нефтепроводами к Новороссийску и Туапсе.
А Владимир Путин впервые публично подчеркнул геополитический характер нефте- и газопроводов в обход России и Балкан, хотя руководители Болгарии и Греции «избежали» аналогичных оценок.
Дело в том, что Транскаспийский газопровод Казахстан-Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция будет продлен в Грецию, Болгарию и бывшую СФРЮ, а реализацию этого проекта финансируют США и Евросоюз. Греция же - член ЕС, а Болгария вступит туда в 2007-2008 годах. Не исключено и ответвление от нефтепровода Баку-Джейхан - от Эрзурума через Турцию на Балканы и в Украину с Молдавией, что тоже выгодно Афинам и Софии. Вдобавок, РФ почти вдвое повысила цены на своЙ газ для Болгарии и Греции с 2006 года, что тоже притормозило строительство нефтепровода Бургас-Александруполис.
Но, пожалуй, главная причина задержек в том, что Болгария с Грецией не хотят «играть» против интересов США и ЕС в транзите нефти и газа из бывшего СССР. Тем более что Евросоюз на днях вновь осудил политику Турции на Кипре и в отношении этно-конфессиональных меньшинств, что отвечает интересам Греции и Болгарии. Важно и то, что греческая и болгарская стороны планируют транзит в западный регион бывшего СССР ближневосточной и североафриканской нефти (в обратном направлении: из Александруполиса в Бургас, далее по Черному морю), что не выгодно России, а этот план поддерживают ЕС и США. Неспроста проект Бургас-Александруполис болгарский президент Н.Пырванов демонстративно именует «общеевропейским проектом»...
Видимо, российские «околопрезидентские» аналитики не учитывают упомянутых факторов, а оттого и вынужден российский президент лично убеждать болгар и греков в выгодности черноморско-эгейского нефтепровода...
Боснийский вариант для Абхазии?
Министерство иностранных дел России выступило с резким комментарием относительно ситуации в грузино-абхазском урегулировании. В сообщении Департамента информации и печати МИД РФ, в частности, говорится:
«В МИД России внимательно наблюдают за развитием событий в грузино-абхазском урегулировании. К сожалению, на данном этапе мы вынуждены констатировать отсутствие какого-либо прогресса в этом процессе; он фактически зашел в тупик».
Связано это, как известно, с проведенной грузинской стороной в конце июля этого года так называемой «полицейской» операцией в верхней части Кодорского ущелья в нарушение основополагающего для урегулирования Соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г., а также резолюций Совета Безопасности ООН, содержащих призыв к сторонам воздерживаться от любых действий, которые могут воспрепятствовать мирному процессу. Неправомерный ввод вооруженных формирований Грузии в Кодорское ущелье и проведение военной акции в чувствительной зоне конфликта, где не должно быть грузинских войск, стали не только грубым нарушением со стороны Грузии действующих международных соглашений. Эти действия вновь привнесли серьезные элементы конфронтации и раздражения в грузино-абхазские отношения и заблокировали едва возобновившийся после нескольких лет молчания прямой диалог сторон в рамках Координационного совета».
Особое беспокойство в этой связи вызывает невыполнение грузинской стороной своих обещаний по незамедлительному выводу вооруженных подразделений из Кодори, что ставит под сомнение не только публично озвученные обещания грузинских официальных лиц, но и подлинные планы Тбилиси в отношении верхней части Кодорского ущелья.
На фоне обнародованных вслед за вводом войск намерений разместить там в обозримом будущем так называемое «абхазское правительство в изгнании» и создать на базе его штаб-квартиры некое «образцовое поселение» на склонах Кодорского ущелья в «назидание непокорным абхазам», появляется масса самых серьезных вопросов относительно приверженности Тбилиси урегулированию грузино-абхазского конфликта путем мирных переговоров. Не остались без вниманияљ в иностранных СМИ призывы т.н. «правительства в изгнании» провести в верхнем Кодори своего рода международную конференцию по восстановлению региона, планы оказания этой структуре иностранной финансовой помощи, в частности, по линии американского агентства международной помощи.
Попытки создать в Кодорском ущелье некие структуры, альтернативные руководству Абхазии, избранному ее народом, априори контрпродуктивны и могут в результате лишь усугубить как грузино-абхазские отношения, так и весь процесс урегулирования. По многим экспертным оценкам, нынешние абхазские события показывают, что, похоже, готовится почва для раздела Абхазии по «опыту» Боснии-Герцеговины.
Аналитическая группа АНН