08.10.12 12:32
Москва уже давно вышла на одно из первых мест в мире по стоимости недвижимости, но от западных стран российская столица выгодно отличалась относительно невысокими тарифами на услуги ЖКХ. Однако за последние 7 лет рост тарифов привел к тому, что на сегодняшний день стоимость кубометра воды в России уже вплотную приблизилась к среднеевропейским показателям. Игорь Индриксонс, управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru, провел анализ регулирования тарифов и сравнил стоимость обслуживания квартир в странах Западной Европы и в России.
В Европе рост тарифов ЖКХ контролируется с двух сторон – как самим рынком, так и государством. «В самом начале отмечу, что вся инфраструктура ЖКХ (трубы, электросети и т.д.) находится в общем пользовании у обслуживающих компаний, – рассказывает Игорь Индриксонс. – В каждой стране был найден свой собственный подход. В некоторых странах инфраструктура национализирована, а ее обслуживанием занимаются специальные подрядчики, которым платит или государство или же сами компании. В других странах инфраструктура была передана частым компаниям, но в то же время эти компании законодательно лишены права заниматься поставками газа, воды или электроэнергии. Конечно, так или иначе, но эти расходы входят в конечную стоимость услуг для потребителя, но опять же тарифы таких компаний, которые владеют инфраструктурой или обслуживают ее, регулируются государством, которое не допускает монополизации и большого роста цен».
Для примера рыночного регулирования возьмем Великобританию, там каждый человек волен сам выбирать поставщика услуг. На законодательном уровне закреплено, что все оперирующие на рынке компании вправе использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру, т. е. в этом компоненте все равны. Каждый гражданин вправе выбирать ту компанию, чьи тарифы или условия ему подходят больше всего, а если он будет чем-то недоволен, то он очень легко может сменить поставщика. Таким образом, на рынке услуг ЖКХ Великобритании высока конкуренция среди компаний, и практически единственный инструмент привлечения клиентов – ставка тарифов. Нередко компании проводят маркетинговые акции, в которых предлагают подписать контракт с компанией на 5 лет и получить скидку или фиксированную ставку на все 5 лет. Примерно так же дела обстоят и в других европейских странах.
«На рынке поставщиков электроэнергии ситуация в Европе ситуация обстоит еще интереснее. Счетчики электроэнергии оборудованы специальным ключом с микрочипом, который представляет собой некое подобие сим-карты, и этот чип привязан к электронному счету в определенной энергетической компании. Владелец такого ключа в любом терминале – в супермаркете или просто на улице – может пополнить этот счет. При этом хозяин жилья может иметь сразу несколько таких ключей (они унифицированы у всех компаний) и сам выбирать поставщика услуг хоть каждый месяц», – отмечает Игорь Индриксонс.
Похожая ситуация и с газоснабжением, с той лишь разницей, что для газовых счетчиков используется не ключ с микрочипом, а пластиковая карта – также со встроенным микрочипом. В остальном технология работы полностью такая же. Все эти технологии обеспечивают высокую конкурентность на рынке поставщиков услуг ЖКХ в Великобритании и в Европе в целом.
Как осуществляется контроль со стороны государства? В первую очередь, регулирующие органы в европейских странах не допускают появления монополий на рынке предоставления услуг ЖКХ – ни среди поставщиков газа, ни воды, ни электроэнергии. Государственные органы регулируют также ценовую политику поставщиков услуг ЖКХ. Справедливости ради надо отметить, что под регулирование не подпадают поставки газа и электричества, так как эти энергоносители торгуются на бирже. Государство контролирует цены на воду и на сервисные сборы (за обслуживание дома и близлежащей территории). Для этого государство использует специальные индексы повышения цен, т. е. ежегодно регулирующие органы стран Европы публикуют такой индекс. Например, он составляет 3%. Это значит, что поставщики воды могут повысить цены не более чем на 3% в этом году, меньше или вообще не повышать – можно, больше – нельзя. Естественно, для поставщиков воды и для сервисных компаний, обслуживающих дома и территории, рассчитываются отдельные индексы. Рассчитываются индексы специальными аналитическими департаментами на основе разработанных ими методик, учитывающих все необходимые факторы.
«Еще один важный момент регулирования со стороны государства состоит в том, что осуществляется очень четкий и жесткий контроль для предотвращения мошенничества и краж, – отмечает Игорь Индриксонс. – Все поставщики на рынке обязаны проходить полный аудит у независимых компаний, а результаты аудита должны быть опубликованы и находятся в открытом доступе».
В России владелец недвижимости не обладает возможностью выбирать поставщика тех или иных услуг ЖКХ – на рынке установлена олигополия (есть только видимость какой-то конкуренции, на самом деле все подчиняются единому центру), которая и порождает беспрерывный рост тарифов. Все услуги у нас централизованные, и, например, житель какой-нибудь московской многоэтажки не может использовать свой собственный котел и выбирать компанию-поставщика, как это делают во всем цивилизованном мире. Многие, возможно, будут удивлены тем, что во всех европейских странах в каждой квартире есть свое собственное отопление, свой бойлер, к которому подходит только холодная вода.
Теперь подытожим наш небольшой анализ. Возьмем для сравнения среднестатистическую московскую двухкомнатную квартиру. Ежемесячно на оплату услуг в среднем уходит 4000–4500 руб., в зависимости от количества проживающих, т.е. примерно 100 евро в месяц. Если взять среднестатистический показатель по европейским странам, то сумма будет меньше на 60%. При этом надо учитывать, что Европе приходится импортировать газ и частично электроэнергию. Если сравнивать с США, где, как и в России, нет необходимости импортировать газ и электроэнергию, то в штатах стоимость обслуживания дома или квартиры будет в 2 раза дешевле – на уровне 50–60 долларов.