annrus.ru Нижегородский умелец заставил блоху себе подковы ковать
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
21
сентября
2024

Нижегородский умелец заставил блоху себе подковы ковать


19.09.06 11:00

«Павловы» тулякам фору давали

Дива Павла Куликова хорошо известны не только в его родном городе. Приезжие туристы в местном краеведческом музее могут увидеть его замочек в игольном ушке, да еще и с надписью на боку «Павлово». Через увеличительное стекло эта капелька золотистого металла амбарным замком кажется. Рядом - механическая блоха, которая сама себе подковы кует. Еще ножичек можно разглядеть, который уместился на спичечной головке крошечной блесткой. А вот и роза...

Кованая роза для павловских мастеров – символ мастерства. Ею они обучение молодых заканчивают. Выковал розу – готов к делу. Решил Павел Куликов таким вот образом своих друзей порадовать. Ковал он свою розу всего неделю, а готовился долго. Сначала он ее в воображении не раз проковал, чтобы потом молоточком наверняка стучать. Когда пишут о Павле Куликове в газетах, то непременно с тульским Левшой сравнивают. Сам он этого не любит. Кузнецы про него говорят: «Он коренной, павловский, а мы о туляках с давних пор неохотно слушаем».

Обскакать во всем туляков – честь для павловских мастеров. Даже в гусиных боях верх держали, хотя гуси, что тульских били, из Тулы и были привезены. Разговор о туляках у «павлов» (так раньше павловчан звали) зуд в руках вызывает. Мастера сразу за инструмент берутся: в чем это там нас обскакали?

Туле повезло в одном – жил у них писатель Лесков, который Левшу прославил. Но ведь эка невидаль - блоху подковать. Говорят, когда Левша к ногам блохи подковки ладил, посадил ее на цепочку, а ту цепочку замочком сомкнул да «музычку» в механизме завел, чтобы блоха успокоилась и ножками не сучила. Так вот, замочек и цепочка для блохи - работа павловских мастеров.

Живи писатель Лесков в Павлове, так разве бы прошел он мимо мастерового Михаила Хворова? О нем даже начинающий юрист, занимавшийся экономикой, Владимир Ульянов писал: мол, появились «виртуозы... редкостные единицы, возбуждающие изумление исследователей и, как пример, Хворов: «знаменитый павловский замочник сделал замки по 24 штуки на золотник, отдельные части таких замков доходили величины булавочной головки».

Трудно сказать, с какой булавочной головкой сравнивал исследователь капитализма отдельные части миниатюрных изделий. Золотник – это 4,3 грамма. Замочек Хворова состоял из 21 (!) мельчайшей детали, и вряд ли бы какая булавка могла служить примером для сравнения. А Павел Куликов мастера Хворова превзошел - и теперь его замочки в московском Политехническом музее рядом лежат. Но был бы плох мастер, если бы на полдороге остановился. Азарт в павловских мастерах с рождения присутствует.

Нашедший себя в металле

Когда-то путешествующий люд, попадая в Павлово, удивлялся: «весь город состоит почти только из кузнецов, и подмастерья разносят в округе на продажу разные железные вещи».

В царствование Екатерины II павловским кузнецам всяческие послабления были. Имели они полное право с места сняться и товар свой везти хоть за тридевять земель. Все, конечно, в торговлю не бросились, мастера искусные при своем деле остались, а скупщики в купчишек превратились.

Известно, что цену железному товару в Павлове диктовали. Тут даже Москва бессильна была. Случалось, что павловские купцы и за рубежом «бунтовали». Раз в Париже за «медаль де бронз» и «медаль де аржан» высказали свое «рефюзе» - отказались их получать, посчитав, что оценка занижена. Опыт у купцов был, они не только в Париже, по всей Европе на выставках и «ярманках» бывали.

Ну, а где мастерство, там и легенды. Рассказывают, что один павловский мастер повез свои замки в Германию. Разложил он товар на тамошнем базаре и начал торговать. Подошел к нему местный скупщик и начал презрительно так замочки перебирать. Чтоб цену сбить, вытащил из кармана коробочку с крохотным замочком и ну его хвалить: и палец-то большой выставит, и поцокает, всем видом показывает – вот, мол, какие замочки надо делать! Взял павловский мастер вещицу из его рук, подцепил зубильцем крышечку, а там клеймо: «моя работа и есть». Тут уж скупщик в конфуз впал, так и пришлось, не сбавляя цены, весь товар брать.

С годами совсем было поутихло в Павлове замочное дело. И уже думали, что больше никто не удивит мир диковинными изделиями мелкой работы, но, как оказалось, не спало дело, а только дремало. Объявился мастер, который решил все известное превзойти. Как и все павловские мальчишки Павел Куликов пошел по металлической части. Кустарей к тому времени уже было не сыскать, так что уготована ему была судьба мастера - ширпотребщика. Этому и учился. Но быстро уяснил, что в каждом деле изюминка быть должна, иначе мертво оно будет. Среди инструментов мастера, которые хранятся в простом спичечном коробке, есть маленькое часовое колесико. С него-то все, собственно, и началось.

Сломались у Павла в армии часы. По всему видно было, что надо их выбрасывать. Но прежде он решил их посмотреть. Разобрал и обнаружил, что на одной шестереночке два зубчика выкрошились. Замены колесику не нашел даже в часовой мастерской. И тут пришла в голову идея: а что если металл расплющить и нарезать новые зубчики? Так и сделал. Часы после этого еще несколько лет ходили. Этот случай и подтолкнул его бросить вызов старым мастерам.

Поначалу Павел работал «чистым глазом», без оптики. Много хлопот доставляло дыхание. Бывало, что часовые детальки уносило выдыхаемым воздухом. Тогда он научился дышать тише и реже. Чтобы не дрожали руки, простился со спиртным. Бытовые неурядицы заставляли нервничать, но и тут он научился успокаиваться, как только в руках оказывался инструмент.

Журналисты удивляются тому, что когда разговаривают с Павлом Куликовым, он все время повторяет: «Только бы успеть!». Вроде бы молод еще. Может, рисуется или присказка у него такая? Сам Павел в подробностях о своей работе не рассказывает, но уловить можно, что действительно она тяжелая. Может быть, когда-нибудь и приоткроет тайну, а пока мы воспользуемся строчками знаменитого в 70-х годах прошлого столетия микротехника Николая Сядристого: «Дыхание делается малозаметным и неглубоким, слух как бы выключается. Сначала повышается, а потом понижается пульс – он становится медленным и слабым. При кажущемся покое одни центры коры головного мозга находятся в состоянии предельного возбуждения, другие – заторможены. Тело особенно нуждается в хорошем снабжении кислородом. Но - увы! Замедленное дыхание не может справиться с этой задачей. В организме наступает кислородное голодание».

Павлу Куликову все это хорошо знакомо. Однажды он забыл о дыхании. Упал у стола. «Скорая» увезла его на две недели в больницу.

Бог – в малом

Стоит ли мастеру ради дива ярмарочного рисковать жизнью? Может, бросить все, взять в руки инструмент посолиднее, да наковаленку побольше? Не стоит спрашивать Павла Куликова, ради чего он делает всю эту «мелкотню». Начнет рассказывать о традициях, об азарте, еще о чем-то... Но это все не то. Есть в труде мастера какая-то иная философия, которую он чувствует, а в слова не облек.

А вот что говорит на этот счет постигший мудрость старый мастер Николай Сядристый: «Я считаю, что Бог сидит в малом. Вот длительность жизни, все заболевания – в малом. Природа упряталась в малое. Чтобы туда человек не залез, не начал дергать рычаги, выключать, мутировать себя, других, остальных. Все в малом.

... Во Франции на мою выставку пришел Баладюр - и с ним тридцать масонов, он и говорит: «До вашей выставки я думал, что величие нации в великих стройках, а на самом деле оно кроется в малых произведениях».

Может быть, именно этих глубин и достигли павловские мастера. А мы все их философию за диво рукотворное принимаем. Не тайна ли это старых мастеров приоткрылась нам?








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Новый сезон театра «Ромэн» открыл легендарный спектакль «Мы — цыгане»
17.09.2024 12:00 Новый 93-й театральный сезон в театре «Ромэн» традиционно открыл культовый спектакль-рекордсмен «Мы — цыгане». На сегодняшний день эта постановка показана около 2500 раз. В спектакле задействована вся труппа театра.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100