«Нам необходимо определиться с юридическим качеством союзной собственности. Либо это единая и неделимая собственность, которая находится в исключительной компетенции органов управления СГ – Совета министров, либо это долевая собственность двух государств», — заявил на совещании заместитель госсекретаря СГ Альберт Степанов.
Он отметил, что первый подход больше отвечает букве и духу договора о СГ, где бюджет определен как предмет исключительного ведения СГ.
«Соглашение о собственности СГ есть важнейший признак, который дает понимание особенностей собственности СГ: в нем четко записано, что союзная собственность не может быть приватизирована. Это, на наш взгляд, политический и юридический признак ее единства и неделимости. Следствием этого является то, что союзная собственность накапливается, а, значит, при эффективном управлении сможет приносить доход в бюджет СГ», — заявил замгоссекретаря СГ.
При этом Альберт Степанов отметил негативную сторону долевой формы собственности.
«Если для Совета министров и Постоянного комитета СГ общая собственность государств-участников — это серьезный источник дохода в бюджет СГ, то при долевом формате доходная часть будет уходить в национальные бюджеты. Кроме того, в национальных гражданских кодексах Белоруссии и России понятие долевой собственности государств просто отсутствует, а это серьезное юридическое препятствие для введения долевого управления собственностью в СГ», — сказал Альберт Степанов.
На открытом совещании также проблемы создания органов управления собственностью СГ, подготовки кадров для системы управления союзной собственностью, оценки стоимости объектов СГ, и, наконец, создание Кодекса собственности СГ.
В совещании приняли участие представители Парламентского собрания СГ, заинтересованных министерств и ведомств Белоруссии и России, Института Европы РАН и других ведущих научно-исследовательских центров двух государств, а также члены общественных организаций.
Ссылки по теме:
Российские банки вместе с белорусскими и украинскими впереди планеты всей