annrus.ru Родители из Ульяновска проверили на грамотность министра образования России
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
21
сентября
2024

Родители из Ульяновска проверили на грамотность министра образования России


20.09.06 11:30

К сюрпризам с родины Ленина (а так же Обломова, а теперь еще и Чебурашки) федеральным чиновникам не привыкать. Всевозможные идеи рождаются здесь одна за другой: то памятник букве "Ё" откроют, то День отца придумают.
«Родительское собрание» состоит из образцовых пап и мам. Организация вроде как некоммерческая, и задачи у нее очень даже высокие - контролировать нравственное воспитание российских ребятишек.
« На это меня натолкнули события в Беслане, - признался один из родителей-энтузиастов - директор УФПС Константин Долинин. - Тогда я чётко ощутил, насколько наши дети нуждаются в защите. И без помощи нас же, самих, государству не обойтись... Этот порыв души, разумеется, одобрили практически все - от рядового жителя до высокопоставленного чиновника».

Правда, всерьез «тройку неравнодушных родителей» (а именно столько человек изначально насчитывало «Родительское собрание») никто не воспринял. Разве мог кто-то подумать, что вскоре она наделает в области столько шума? А потом и за её пределами тоже.
Сначала «Родительское собрание» провело «рекламную зачистку», после которой в городе исчезли плакаты с неэтичной рекламой. (Типа «Пашем, как негры...»). А местный пивоваренный завод вынужден был даже новый сорт местного пива «Два веселых гуся» с производства снять! Потому как «Родительское собрание» решило: персонажами из доброй детской сказки нельзя называть алкогольные напитки!

С началом нового учебного года ульяновские родители взялись за школьные материалы. И просто на уши Министерство образования России поставили. Что ж, министр Андрей Фурсенко сам виноват, - решили они. Нечего было отписками заниматься, когда родители с родины Ленина изъявили желание поучаствовать в экспертизе школьных учебников. А ведь именно с их обращения всё и началось.
« Мы платим за учебники, и нам небезразлично, что преподают нашим детям, - писали Фурсенко родители, - а потому несправедливо, что при экспертизе школьных материалов нашего мнения никто не спрашивает».

В Министерстве образования России рвения ульяновских энтузиастов не оценили. «А покажите-ка, господа, вашу ученую степень, - ответили оттуда. – А ежели у вас таковой не имеется, то и делать вам среди экспертов нечего. Тут великие умы проверкой книг занимаются, а не абы кто».
Ульяновские родители такого неуважения терпеть не стали. Они сразу заявили о намерении судиться с Министерством образования, если тамошним чиновникам и дальше будет начхать на их мнение. А заодно решили показать всей стране, какие огромные ляпы и ошибки пропускают в учебниках «великие умы».

«Да там подчас настоящее издевательство, а не школьный материал! - возмутился один из входящих в инициативную группу папаш - Максим Терляев. - Например, «Основы безопасности жизнедеятельности» за пятый класс. Там приводится в пример сказка про волка и семерых козлят. И детей спрашивают: почему волку удалось проникнуть к козлятам в дом? Детям надо выбрать верный вариант ответа. «Дверь была недостаточно железной». Это как – «недостаточно железной»?
Или в «задаче на смекалку» из учебника по математике, выпущенного издательством «ЭКСМО-Пресс», ребятам предлагают ответить: сколько детей было у мамы, если у нее есть дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок? Не издевательство ли это? И детей, и нас, взрослых, за дураков, что ли, держат?»
Ляпы в учебниках еще полбеды, - считают ульяновские родители. Встречаются в них вещи и посерьезнее. Некоторый школьный материал, по их мнению, носит порнографический характер, вызывает националистические настроения и провоцирует на насилие. Чего стоит учебник ОБЖ для семиклассников, выпущенный издательством «Просвещение». Автор пособия Иван Торопов рассказывает об эрогенных зонах человека. «Прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение», - объясняет он.
«Ну, при чем тут эрогенные зоны и основы безопасности жизнедеятельности?» - возмущается Долинин.

В другом учебнике по ОБЖ автор впадает в другую крайность: он советует в случае опасности хватать стол и наносить противнику «тычковые удары ножками стола» или «махать им вправо и влево, расчищая путь к выходу». И уж совсем не по-доброму звучит стишок из «Букваря» издательства «Просвещение»: «Шапка и шубка - вот и весь мишутка...»
Бедные первоклашки могут решить, что шкуру бедного медведя разделали на мутоновую одежду.
Непонятно кому пригодятся советы из учебника по «Физической культуре» для 10-11 классов (авторы - В. И. Лях, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон. Издательство «Просвещение», 2001 г.): «Косметологи для улучшения внешнего вида ног советуют протирать волосяной покров голеней и бедер кисточкой (или ватным тампоном)».
В физике Касьянова за 10 класс (издательство «Дрофа» 2003 г.) написано, что время - это мера скорости (???), а структура аморфных тел напоминает... макароны.
В учебнике немецкого языка «Контакты» за 10-11 класс под авторством Г.Ворониной и В. Карелиной ульяновские родители усмотрели еще один неуместный и неэтичный, на их взгляд, диалог: «Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу».
«И это преподносится нашим детям, как нормальное стечение обстоятельств: ребенок в 14 - летнем возрасте может уйти жить к какому-то там сирийцу или еще к кому! - возмущается Долинин. - Я уверен, что подобные учебники допускаются к издательству за деньги, за так называемый откат. Мы считаем, что родители обязательно должны участвовать в создании учебного материала для своих детей. И требуем, чтобы нас допустили к их экспертизе. Будем призывать к этому всех родителей. А пока просим пап и мам помочь нам и поучаствовать в «народной экспертизе» учебников. Пусть ищут ошибки в школьных пособиях и шлют их в Министерство образования!»

На призыв ульяновцев охотно откликнулись родители из многих городов. Некоторые даже стали выкладывать найденные ими неточности в Интернете.
«Лично меня, как астронома-любителя, очень озадачивают наши учебники по астрономии,- призналась тульский педагог дополнительного образования Наталья Шатовская. - Приведу ряд примеров. Учебник «Мы и окружающий мир» для 2-го класса начальной школы авторов Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова («Учебная литература», Самара, 2003 год) с первых строчек убивает наповал. Параграф с гордым названием «Россия - родина космонавтики» начинается словами: «4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху – космическую» (стр.8). Вот так взяли и отняли у родины космонавтики целый месяц из тех считанных недель, которые тогда, в 1957, обеспечили ей приоритет. А между тем это уже третье, «исправленное и дополненное», издание учебника. Листаем дальше. Рисунок на странице 47 в том же учебнике иллюстрирует путь Солнца летом и зимой. Такое впечатление, что художники (А.С.Мисюк, С.Г.Цедилов, Л.А.Яцик) текста учебника не читали. Абзацем выше как раз говорится о том, что в разные сезоны года Солнце восходит и заходит в различных точках, а не просто летом в полдень поднимается выше, чем зимой. Последователи концепции развивающего обучения Л.В.Занкова так же продолжают усердно трудиться на ниве астрономического просвещения школьников. В 2003 году издательство «Дрофа» выпустило учебник «Естествознание» для 5-го класса средней школы авторов В.И.Сивоглазова и С.В.Суматохина. Этот, допущенный Министерством образования РФ, учебник для общеобразовательных учреждений убивает наповал прежде, чем его откроют - обложкой. Дизайнеру обложки из соображений композиции потребовался глобус, наклонённый влево. Недолго думая, он «отзеркалил» имеющееся изображение, не заботясь о том, что Евразия и Африка на глобусе поменялись местами. Редакторы учебника Е.Д.Богданова и Г.М.Пальдяева тоже никакого криминала в этом не усмотрели, и теперь этот глобус украшает 10000 тысяч обложек - именно таков тираж учебника!

Или взять иллюстрацию к параграфу о звёздах со страницы 67: на рисунке не отмечен Сириус - ярчайшая звезда не только в изображённом секторе, но и на всём нашем небе. Показаны слабые созвездия Кормы и Эридана, но не показан довольно заметный Заяц. Назвать созвездие Кита «Кингом» может только полный невежа.
Но куда хуже, когда неспециалисты берутся за методическую часть! К примеру, в качестве развивающего упражнения учащимся предложено ответить на вопрос №2 (стр.87): «Какие наблюдения необходимо произвести, чтобы убедиться, что положение звёзд на небе не меняется?»
Помилуйте, господа авторы, прямые наблюдения доказывают как раз обратное! Такие вот «развивающие» задания».

В Мордовии энтузиасты уже добились некоторых изменений в школьных учебниках. Правда, касающиеся истории родного края. Немало усилий для этого приложили местные краеведы и историки.
«Это очень хорошо, что в Ульяновске нашлись такие инициативные родители, которым небезразлично образование наших детей и содержание школьных учебников. Мы тоже в свое время пытались исправить некоторые ошибки в учебных пособиях, - призналась учительница из Саранска Галина Четайкина. - Прежде всего, это отношение к религии. Почему-то до сих пор в некоторых федеральных учебниках и пособиях присутствует отрицательный образ православного батюшки. Его рисуют то пузатым, то пьяным. Ну, прямо поп из сказки «О попе и работнике его Балде». Мы разработали положительный образ священнослужителей. Ведь сколько было на Руси умных, образованных, талантливых и благородных батюшек. Их деятельность мы постарались освятить в наших разделах о религии».
По мнению мордовских педагогов у большинства историков по сей день имеется некоторый «зуд» показать мордву упрямым, воинственным народом. И немалую роль в этом сыграло пугачевское движение.
«Да, Емельян прошел через наши земли и его деятельность коснулась нашей истории, - говорит Четайкина. - Но я не думаю, что в российских учебниках об этом пишут объективно».
Вот почему республиканское министерство образования «зарядило» местных краеведов, которые по крупицам собирают факты о «пугачевских днях». Всё для того, чтобы найти положительные и добрые моменты, которые позволили бы показать мордву не воинами, а трудолюбивыми и целеустремленными людьми».

Добиться изменений в школьных учебниках намерены и ульяновские энтузиасты из «Родительского собрания». Но в ответ на их замечания относительно содержания книг, чиновники только руками разводят.
«Что делать, если Министерство образования не может организовать должную экспертизу пособий на корректность их содержания? - вздыхает сотрудница городского отдела образования Елена Моргун. - Может быть, родители и правда должны принимать участие в корректировке школьных материалов?»
Но многие педагоги считают, что участие пап и мам в экспертизе учебных пособий - тоже не выход.

«Да, я согласна, что в современных учебниках много неточностей. Но допускать к их корректировке всех подряд было бы неразумно, - считает директор средней ульяновской школы №15 Людмила Данилова. - Ведь даже не любой педагог разберется в этом. Кроме того, помимо ляпов существует много других существенных недостатков в учебных материалах. К примеру, в учебнике рассказывается о том, что распался Советский Союз. А многие дети уже и не представляют, что такое СССР. Учителям приходится самим объяснять, что некогда существовало такое государство, в которое входило 15 республик, в том числе Россия. Я думаю, что экспертиза должна проводиться среди опытных педагогов образовательных учреждений всей страны. Каждый должен внести свои предложения и замечания по поводу пособия. А потом уж все эти доводы может рассматривать главная экспертная комиссия в Министерстве образования».

Волна поддержки требования ульяновских родителей допустить их к экспертизе учебников распространилась на всю страну. Министр образования РФ Андрей Фурсенко признал, что ошибки содержат около 80% школьных книг.
«Учебник становится действительно хорошим лишь после пятнадцати изданий», - считает он. В пресс-службе Министерства образования РФ уверяют, что проверки и экспертизы учебников текущего года закончатся только в октябре-ноябре. Но это не значит, что в школьных библиотеках сплошь и рядом - книги с ошибками. В Министерстве образования утверждают, что школьные библиотеки должны были закупить «хорошие, безошибочные» пособия. Из тех 20%, признанных экспертами.
Не исключено, что в ближайшем будущем могут вернуться и некоторые старые учебники, которые выпускались еще в Советском Союзе и успели себя зарекомендовать. Об этом неоднократно упоминал тот же Фурсенко.

Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина уверен: в будущем учебники будут содержать меньше ошибок, поскольку над их экспертизой работают специалисты Академии наук и Академии образования. Но это «процесс достаточно сложный, недешевый и растянутый по времени».
В настоящее время 113 учебников проходят досрочную экспертизу. По мнению Калины, через год-два столь жесткого контроля качества школьных материалов станет больше. Директор департамента тоже считает, что без «народной экспертизы» не обойтись. А для этого стоит привлекать опытных учителей российских школ и родителей, чтобы те отлавливали ошибки в учебниках и сообщали об этом в Министерство образования. После чего чиновники ткнут в эти ляпы членов экспертной комиссии. Ученые мужи неточности постепенно будут исправлять. Так и подкорректируем все со временем.

В Минобразовании, кроме всего прочего, обеспокоены обилием контрафактной продукции. Это еще одна из причин, по которой учебники с ошибками попадают на прилавки магазинов. Книги, порой, копируют целиком, а порой - кусками, которые потом компонуются. Однако, борьба с "пиратами" - удел правоохранительных органов, - считают в Министерстве образования РФ.
«Наша задача - провести экспертизу смыслового содержания учебников и устранить имеющиеся в нем ошибки, если таковые имеются», - заявляют чиновники.
Неизвестно во что перерастет борьба «Родительского собрания» за «хорошие» учебники.
Ведь даже в старых, добрых и зарекомендовавших себя учебниках можно отыскать если не ошибку, то предмет для спора. Или причину, чтобы не выучить урок. А значит, существует вероятность, что борьба за «правильные» учебники никогда не закончится.

… По данным Американской федерации учителей (American Federation of Teachers), в 2003 году лишь 11% учащихся восьмых классов (13-14 лет) показывали хорошие знания по истории США. В то время как в 2001 году учащихся, успевающих по этому предмету, было 17%. Один из экспертов, комментируя результаты исследования, посетовал: большинство учеников не знает, какие страны были главными участниками сражений во Второй мировой войне. Одной из причин такого уровня знаний по истории является низкое качество учебников. Среди главных недостатков - значительное число фактических ошибок, обилие исторических мифов и искажение фактов в угоду политкорректности. Издание школьных учебников в США оплачивается из государственного бюджета. Лишь небольшое число коммерческих изданий публикует учебники для американских школ. Каждое из них имеет свой собственный свод правил, регламентирующих форму подачи исторических данных, диктующих требования к фото- и графическим материалам.

Для проверки точности изложенных фактов работает армия корректоров и рецензентов. Но число фактических ошибок в учебниках по истории не снижается. Супружеская пара - Мэл и Норма Габлеры почти сорок лет назад объявила войну ошибкам в школьных учебниках и ведет ее по сей день.
В 1992 году Габлеры воспрепятствовали продаже учебников по истории в штате Техас. Основанием для протестов против распространения учебников было то, что Габлеры насчитали 231 фактическую ошибку в шести учебниках по истории США. Среди ляпов, которые предлагались американским школьникам , например, были такие: «Спутник» был первой советской межконтинентальной баллистической ракетой, оснащенной ядерной боеголовкой». Как известно, советский искусственный спутник Земли не содержал никакого оружия. В одном из учебников сообщалось, что «Наполеон выиграл битву при Ватерлоо», в то время как Ватерлоо было его крупнейшим поражением. В числе ошибок также было сообщение о том, что первая атомная бомба была сброшена на Корею, а не на Японию.

Издатели отозвали тиражи, напечатали исправленный учебник, при этом заплатив штраф в $1.5 млн. Общая стоимость учебников равнялась $20 млн. Однако, отозванный тираж не был уничтожен. Он был продан в других штатах.

Собкор «Известий» Наталья ПОЛАТ - специально для Агентства национальных новостей








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Новый сезон театра «Ромэн» открыл легендарный спектакль «Мы — цыгане»
17.09.2024 12:00 Новый 93-й театральный сезон в театре «Ромэн» традиционно открыл культовый спектакль-рекордсмен «Мы — цыгане». На сегодняшний день эта постановка показана около 2500 раз. В спектакле задействована вся труппа театра.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100