14.10.15 13:04
В Гранаде, в Centro Cultural Gran Capitán состоялась выставка из Санкт-Петербурга, посвященная трем самым известным в Европе русским писателям XIX века «Толстой, Достоевский, Чехов: из собраний рукописного отдела и литературного музея Пушкинского Дома (рукописи, портреты, фотографии, личные вещи)». Фотографии и портреты разных лет, иллюстрации к произведениям писателей и рукописи, – все эти уникальные экспонаты могли видеть жители старинного испанского города на протяжении месяца. За это время выставку посетили больше трех тысяч человек.
Выставка проходила в рамках XIII Конгресса МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры», и в рамках перекрестного года русского и испанского языков – 2015/2016. Организаторами выступили: ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Международная Ассоциация «Живая классика», Муниципалитет Гранады, Гранадский университет, XIII конгресс МАПРЯЛ.
На выставке посетители смогли увидеть черновые рукописи: планы, черновые наброски, ранние редакции романов «Подросток», «Братья Карамазовы», «Бесы», фрагмент «Дневника писателя» 1876 г., заметки, записки, письма писателя. Также были представлены иллюстрации к знаменитым сочинениям Достоевского. Самая ранняя их них — иллюстрация к роману «Преступление и наказание»: «Соня Мармеладова и Катерина Ивановна» работы Михаила Петровича Клодта фон Юргенбурга. Безыскусная иллюстрация выполнена в простой реалистической манере. Ранние произведения писателя «Бедные люди» и «Униженные и оскорбленные» в 1950-е годы привлекли внимание Надежды Васильевны Верещагиной-Розановой, дочери знаменитого русского философа и писателя Василия Розанова, художницы-самоучки, театрального художника и иллюстратора. Черновики Достоевского дают представление о сложнейшем процессе творчества писателя. А внешний вид писателя запечатлели фотографии 1858-1880 годов.
Толстовские материалы — это часть выставки первого российского музея, посвященного писателю. Одна из самых интересных частей экспозиции — это фрагмент фотогалереи, собранной в Пушкинском Доме. Фотографии Толстого, сделанные знаменитыми русскими фотографами XIX-XX вв., исполненные в Петербурге, Москве, Крыму и Ясной Поляне, – лишь небольшая часть фотолетописи жизни писателя, каждую минуту которой современники стремились запечатлеть. Также сохранилось много живописных портретов Льва Николаевича. Значительную толстовскую галерею, например, создал художник Леонид Осипович Пастернак, отец всемирно известного поэта и прозаика, Нобелевского лауреата Бориса Пастернака. Наиболее известны его пастели, изображающие семью писателя в Ясной Поляне.
Портреты Антона Павловича Чехова представлены фотографиями 1888 — 1902 годов, исполненными в Петербурге и Москве, в Мелихове и в Крыму, а также живописным портретом молодого Чехова, исполненным художником Н.И. Кравченко в 1895 г. Наиболее знакомы европейской публике, несомненно, пьесы Чехова: интерпретация сюжетов чеховской драматургии — особое явление современной культуры как в Европе, так и в России. На выставке представлены афиши первого представления «Чайки» в Александринском театре в Санкт-Петербурге (1896), а также постановок пьес «Три сестры» (1901) и «Дядя Ваня» (1903), осуществленных К. С. Станиславским в Московском художественном театре. Автографы Чехова представлены наборными рукописями коротких рассказов 1890-х годов, а также письмами к писателям.