15.01.17 22:50
В немецком Гамбурге открылась Эльбская филармония. Стоимость проекта составила €790 миллионов. Помимо трёх концертных залов в здании Elbphilharmonie разместились смотровая площадка, фитнес-зал, пятизвёздочный отель и 44 пентхауса.
Ажиотаж на открытии был беспримерным: на два концерта открытия (с одинаковой программой) было подано 223 000 заявок, при том что Большой зал вмещает 2100 слушателей. Дальше – три недели ежедневных концертов, гостевые оркестры из Дрездена, Вены, Мюнхена и Чикаго, лучшие солисты мира. Билеты распроданы до конца сезона.
Это был исторический вечер, на котором соединились лучшие музыкальные традиции Германии: приверженность классике, открытость новой музыке, высочайшая исполнительская культура и единение нации на почве искусства. Концерт транслировался по двум каналам – NDR и городскому гамбургскому телевидению: сигнал шел и на улицу, на огромные панно.
Под волнистой стеклянной оболочкой, похожей на волшебный кристалл, скрывается Большой концертный зал, поражающий плавностью очертаний и извилистыми линиями ярусов. По стенкам чаши террасами поднимаются вверх секторы, где сидит публика; когда зал заполнен, террасы напоминают ряды виноградных лоз на пологом склоне – оттого местная пресса тут же окрестила зал «виноградником». Стены зала покрыты гипсовыми и фибровыми панелями, испещренными тончайшей резьбой, – будто на поверхности оттиснуты миллионы мелких морских раковин. Ни одной прямой линии: все вокруг завивается, волнится, стены словно вспенены мелкой морской рябью. Форма и отделка зала во многом определялась Ясухисой Тойотой – гением акустики, дизайнером звука № 1 в мире; на его счету, в частности, новый концертный зал в Хельсинки и Концертный зал Мариинского театра в Петербурге. Тойота лично отбирал материалы покрытия стен и обивки кресел, руководил работой мастеров по резьбе; каждая стеновая панель имеет свой изгиб и особенный рисунок; нет даже двух одинаковых, все сплошь ручная работа.
Форма Малого зала на 500 с лишним мест традиционна: это типичная «обувная коробка», вытянутая в длину; ряды поднимаются амфитеатром, балконов и ярусов нет – но есть круговая акустическая площадка, откуда музыканты могут подавать реплики. Акустика обоих залов восхитительна.