annrus.ru Клеман Саккомани: Ты не можешь отречься от того, что говорит фотография
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
21
сентября
2024

Клеман Саккомани: Ты не можешь отречься от того, что говорит фотография


18.05.18 10:14

В мае сообщество NOOR, объединяющее независимых фотожурналистов, впервые в России показывает работы 16 фотографов из разных стран. В Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер. В рамках фестиваля Photobookfest. О том, как документальная фотография связана с политикой, о кодексе фоторепортера и чем ему нельзя пожертвовать рассказал директор NOOR Клеман Саккомани.


Клеман, скажите, по-прежнему ли NOOR придерживается выбранной политики, или же за 11 лет работы эта концепция как-то трансформировалась?
Сегодня вопрос о социальных проблемах и правах человека приобретает еще большую актуальность. Думаю, мы и дальше будем развиваться в этом направлении. Сама суть проекта  – предоставить фотожурналистам место и возможность работать над теми историями, которые особенно важны сегодня – и для общества, и для них лично. В этом был и остается смысл фотоагенства.
Noor по-арабски значит «свет» - мы существуем, чтобы освещать такие события и проливать свет на такие темы, которые обычно остаются в тени или замалчиваются. Поэтому наша миссия остается прежней – мы не намерены ничего менять, мы продолжить делать свое дело, потому что это – наша ответственность перед каждым человеком.
Проще всего занять пассивную позицию и отказаться от права принимать решения. Всегда удобнее отступить и спрятаться за фразами «я не знал об этом», «я это не видел», «если бы я знал, я бы не стал…», ну и так далее. Это также суть гражданской ответственности, перед государством, когда мы можем сказать: «Мы видели это, мы исследовали этот вопрос, мы знаем об этом, мы присутствовали при этом и можем подтвердить или опровергнуть предложенные факты».


Но, каким образом фотограф может помочь решить, например, проблему с нарушением гуманитарных прав и острых социальных проблем?
Наша главная цель – дать людям средство, которое поможет им принять решение, свое собственное. Сформировать свое мнение. Мы не имеем намерения менять людей или влиять на их сознание. Наш долг – информировать вас о том, что происходит вокруг. Решение человек принимает сам, и это всегда сугубо индивидуальный выбор. Например. Я верю, что если предупредить ребенка об опасности, этим можно ее предотвратить – он уже не станет тыкать пальцами в розетку. Рассказать историю правдиво – вот наша основная цель.

Социальная и документальная фотография – это одно и то же или это разные вещи? И та, и другая, фиксирует реальность без прикрас, или все же есть принципиальное различие?
Думаю, что это лишь вопрос наименования, формулировки. Игра слов. Ты можешь позиционировать себя как «фотожурналист» или как «фоторассказчик». Социальная фотография, документальная фотография - вы можете выбрать любое название. Это не меняет сути. Меня не слишком волнует, какое название лучше – гораздо больше меня волнует другое: хорошая это история или нет.

Что лично вы цените в документальной фотографии?
Хороший вопрос… Дайте-ка мне подумать. В каждой фотографии всегда присутствует какая-то тайна: все замирает, а время продолжает течь. Можно прочесть множество статей, посмотреть несколько выпусков новостей по телевизору или в интернете, но вот фотографию всегда запоминаешь. В памяти запечатлеется ракурс, определённый фокус зрения.
Еще я ценю фотографию за ее доступность: при помощи фотографии можно разговаривать с ребенком и взрослым, бедным и богатым, образованным и необразованным – ты можешь говорить с любым человеком, независимо от того, кто он и откуда, чем занимается и сколько ему лет. Каждый из нас интуитивно понимает ее смысл, и все потому, что она апеллирует к нашим чувствам.
Очень интересно создавать фотографии: ты постоянно движешься – то открываешь, то закрываешь, приближаешь и отдаляешь – отмечаешь что-то. За это и люблю фотографию – нет лучше средства, чтобы рассказать историю. В фотографии не солжешь – ты можешь высказать все, что пожелаешь, но ты не можешь отречься от того, что говорит изображение. Думаю, поэтому фотография и стала так популярна: через нее легче говорить, ее легче прочесть и ею легче поделиться.
Фотография ставит тебя перед фактом – и нет другого выбора, только как принять решение, определиться с позицией. Во время просмотра телерепортажа, ты остаешься пассивным. В фотографии иначе: хочешь или не хочешь, но ты реагируешь на то, что видишь. Рождается определённый эмоциональный отклик и ты должен прислушаться к нему, осмыслить свои впечатления.

А есть ли связь между социальной фотографией и политикой?
Скорее да, чем нет. Часто фотография задает вопрос: а что с этой проблемой делают политики? Как они ее решают? Иногда мы видим прямые последствия каких-то политических решений. Это становится своего рода противовесом тому, что навязывается пропагандой. Всегда надо помнить, что есть две стороны: не просто светлая и темная, хорошая и плохая. На самом деле и та, и другая имеют оттенки, грани и нет какой-то едино-правильной идеальной стороны или позиции. Не стоит забывать о том, что даже если вы справа – всегда есть и тот, кто слева, и он тоже в чем-то по-своему прав. Ограничиться только лишь одной стороной – значит спрятаться от права решать и ответственности за свой выбор.

Какую черту не должен переходить фотограф? Есть ли какие-то правила, которые фотограф не должен нарушать или главное – сделать фото любой ценой?
Мне кажется, главное правило – это не лгать и не пытаться манипулировать фактами.
В документальной фотографии нет места постановке и наигранности: нельзя просить людей сделать то или это. Мы строго соблюдаем этические нормы. Если говорить о правилах для фотографов, я всегда призываю наших журналистов соблюдать разумную осторожность. Ни одна фотография не заслуживает того, чтобы за нее умереть.
Фотографы – взрослые люди и сами несут ответственность за свои решения и действия, но всегда надо иметь четкое представление о том, на что, куда и зачем ты идешь. Если ты работаешь в условиях опасной ситуации, природных катастроф или военных конфликтов – ты всегда рискуешь. И здесь важно понять: зачем ты подвергаешь себя такому риску? Потому, что твой долг информировать, рассказать о том, что ты увидел – показать это на фотографии, чтобы другие люди тоже увидели происходящее, узнали правду. Это и есть профессионализм. Если не мы, то кто тогда сделает это? В этом заключается наш профессиональный долг. Это необходимо.

Выставка проходит в рамках фестиваля Photobookfest. Что вы думаете об этой коллаборации?
Это замечательно. Насколько я понимаю, в России фотобукфест – новое явление и, конечно же, во многом, знаменательное. Кажется, это первый крупный проект в Центре фотографии им. братьев Люмьер, имеющих такой большой резонанс для международной фотожурналистики. А выставка сама по себе - это отличный повод собрать вместе совсем разных людей, поделиться с ними тем, чему мы были очевидцами.

А как вы относитесь к современной фотокниге? Все-таки, как вы считаете, это продукт для узкого сегмента целевой аудитории?
Работая с фотографией, ты неминуемо изобретаешь новый язык, создаешь новую грамматику. Ты можешь рассказать историю просто показывая фотографии одну за другой. Принцип тот же: ты читаешь книгу, но вместо букв на каждой странице – картинки, фотографии. Снимок открывает дверь в историю, и ты становишься ее частью. Фотобук – хорошая возможность для художника, для журналиста рассказать свою историю и с содержательной, и с технической точки зрения.

Российский фотограф Юрий Козырев – ключевая фигура в NOOR. Каково это – работать с русскими? Сейчас в мире к России неоднозначное отношение….

Могу сказать определенно: с Юрой работать удивительно приятно и легко. Это потрясающий человек. Национальная принадлежность не так уж и важна. Мне кажется, это одна из самых ценных сторон нашего сообщества – мы не зацикливаемся на различиях: среди наших фотографов есть и русские, и американцы, и французы, арабы, итальянцы и индийцы, испанцы и датчане, монголы, африканцы... Для нас важнее профессиональные и человеческие качества, нежели этническая принадлежность. Национальность важна лишь для паспорта – сущность мира в разнообразии.

Чего вы ждете от первой выставки в России?
Мне очень любопытно узнать, какие впечатления будут у зрителей после просмотра экспозиции. Как они это воспримут, какие мысли и чувства пробудили в них наши фотографии. Мне будет интересно узнать, что им не понравилось и почему, я был бы рад диалогу и обратной связи. Интересно, какие фото им запомнятся и почему? Что именно это будет?

Все ли можно выразить при помощи фотографии или же есть темы и вопросы, которые пока так и остаются не заданы?

Нет. Фотография может выразить и отразить все, что угодно. Как я уже говорил, фотография – это лучшее средство рассказать историю, а все происходящее вокруг нас – это истории. Фотография может вызвать слезы, смех, может заставить влюбиться или ужаснуться. Это мощная сила.


Беседовала Полина Горбачева








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Новый сезон театра «Ромэн» открыл легендарный спектакль «Мы — цыгане»
17.09.2024 12:00 Новый 93-й театральный сезон в театре «Ромэн» традиционно открыл культовый спектакль-рекордсмен «Мы — цыгане». На сегодняшний день эта постановка показана около 2500 раз. В спектакле задействована вся труппа театра.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100