19.12.18 10:05
В российском прокате успешно идет фильм «Дом, который построил Джек» /The House That Jack Built» скандально известного датского режиссера Ларса фон Триера. Только в данном случае понятие «зрительский успех» выглядит со стороны весьма странно.
Есть такие люди, которые ждут-ждут выход такого-то фильма, но, придя на показ, в ужасе сбегают с сеанса. Или есть еще люди, которые ходят на фильмы ужасов и закрывают глаза на каких-то вроде страшных моментах. Смотря новый долгожданный фильм любимого Ларса фон Триера, можно быть удивленным реакцией на «Дом, который построил Джек». И глаза закрывали, и из зала выбегали, и громко комментировали (для храбрости, вероятно). А вы чего хотели от главного провокатора нынешнего кинематографа?
Мэтт Диллон сыграл свою лучшую роль со времён классической «Бойцовой рыбки» в фильме Ларса фон Триера. Ума Турман сыграла лучшую роль со времён «Криминального чтива» в фильме Ларса фон Триера (хоть она и появляется на экране минут на 10, не больше). Бруно Ганц сыграл свою лучшую роль со времён «Неба над Берлином» (хоть он в кадре почти не присутствует, а выступает в качестве визави главного героя, ведущего закадровый диалог почти на протяжении почти всего фильма). И так далее, и так далее, и так далее…
Зачем я вам всё это рассказываю? Чтобы заинтересовать вас, пугающихся от одного только имени Ларса фон Триера, и заставить пойти посмотреть, как этот выдающийся режиссер нашего времени манипулирует зрителями с помощью всех доступных видео- и аудиосредств, придуманных за всю историю кино. И вообще «Джек…» - это лучшая лекция по основам кинематографии, только перевернутая с ног на голову. Характерная для датского режиссера фига в кармане как бы преподает нам урок антиурок: вот так снимать нельзя, вот так монтировать нельзя, вот так писать сценарии нельзя. И это, конечно, в итоге приводит к тому, что хочется снимать именно так, писать именно так.
Кажется, каждый человек на Земле знает Триера по скандалу семилетней давности на каннском фестивале, из-за чего был отлучен от всех фестивалей мира. Но это не повод не замечать его работы. А «Дом, который построил Джек» - это квинтэссенция творчества режиссера. Настолько прямая, что кто-то из критиков сказал, что на этом Триеру стоило бы поставить точку в своей кинобиографии, потому что он уже всё сказал, всё снял (отчасти так оно и произошло, на днях он объявил, что занимается артпроектом с каким-то алмазом на какой-то выставке).
Это, конечно, авторское кино, но не так называемый «арт-хаос». Для начала, это интересно и остроумно придуманный фильм. Главный герой Джек (который, естественно, «потрошитель») убивает женщин, мужчин, детей, зверей, отрезает лапки утятам, и так далее, без разбора. Помогает ему понять, для чего он всё это делает, старец Вёрджи. И как другой Вёрджи (который, разумеется, Вергилий в своё время для Данте) спускается с ним в ад, накручивая градус бессмысленных убийств и отчаяния автора этих самых преступлений.
А ещё Джек строит дом, раз за разом ломая его из-за неудовлетворённости результатом. В общем, это ещё одна грубая подсказка Триера, что фильм – не про убийства, тонны кровищи и трупов на складе-рефрижераторе, а про творчество. Автор-перфекционист стремится к идеалу, но не находит его, и это его бесит. Так же, как в предыдущей «Нимфоманке», Триер рассказывает о себе и роли артистизма в жизни каждого автора. Только если в «Нимфоманке» героиня не может достичь полного удовлетворения с помощью секса, в новом фильме режиссёр-Джек не может найти гармонию с самим собой. Триер даже издевательски монтирует фильм, вставляя в него кадры из своих предыдущих работ. Для совсем непонятливых – песня Дэвида Боуи «Fame», то есть, «Слава».
Завершая рассказ о «Джеке…», скажу, что да, можно затыкать уши, прятать взгляд от экрана, выбегать из зала, но тут ничего не поделаешь. В «Антихристе» всё было куда страшнее и натуралистичнее. И ещё: «Дом, который построил Джек» - самый смешной, забавный, ироничный фильм этой зимы. Когда Джек раздаёт членам своей семьи красные бейсболки «из соображений безопасности», а на самом деле для того, чтобы лучше видеть цель, когда он расстреливает жену и детей, - что может быть смешнее? Девочки, бегите, скорее! Да нет, не туда, а в кинотеатр!
Родион Чемонин,АНН