22.02.19 16:54
Фильм Джо Пенна «Замерзшие во льдах (Arctic)» - наглядный пример того, что фильм может держаться на одном лишь актере (в данном случае, Мадсе Миккельсене), существующего только в одних и тех же экстерьерах и в одних и тех же обстоятельствах. Обстоятельства – выживание, и здесь задается некий эталон жанра «surviving».
Просыпается какой-то отмороженный в прямом смысле мужчина. Встает. Выходит на улицу, то есть в чистое заснеженное до самого горизонта поле. Проверяет какие-то колокольчики и веревочки. Что-то копает. Переносит какие-то булыжники. Расчищает снег. В общем, занимается какой-то, видимо, ежедневной рутиной до тех пор, пока камера не взмывает вверх, и мы видим, что это не просто расчистка снега. Это огромные, видные только свысока буквы SOS.
Это своего рода проверка режиссера на профпригодность: ничего не объясняя, осторожно, по крупице кадра вводить зрителя в мир, в котором живут главные герои (здесь: герой), и не отпускать его до самых конечных титров. Так, мы понимаем, что это какая-то Арктика (а российскому зрителю с «помощью» особенности локализации названия даже не дают права узнать, где это всё происходит), что разбился частный самолет, что герой не просто так камни перетаскивает, а строит своего рода памятник погибшему товарищу, и что шансов выжить у него практически ноль, но он держится.
В какой-то момент он увидит маленький частный вертолет – вот она, надежда! Но все мы знаем, для чего в кино появляются вертолеты. Для того, чтобы эффектно разбиться. Так и здесь: надежда разбивается, из живых остается лишь полуживая азиатская девушка. И теперь персонаж Мадса Миккельсена будет ее возвращать к жизни, волочить ее по наспех сбитым санках по случайно найденной карте до метеостанции и, конечно, не дойдет. Тут будут и белые медведи, и яростные штормы, и проваливания в заснеженную пещеру, и переломы, и обморожения…
Короче, будет всё для того, чтобы понять: Мадс Миккельсен – великий актёр нашего времени. Для сравнения, помните кино с Робертом Редфордом, который в оригинале назывался «Все потеряно», но у нас «Не угаснет надежда»? Так вот, «Замерзшие во льдах» оказался почему-то более динамичным и напряженным фильмом. Причины я искать не буду и не хочу, просто я воспринял это как данность.
Но я уверен, никто не воспримет, ни как данность, ни как красивый прием – это поступок главного и единственного героя, когда он потащил с собой уже считающуюся мёртвой девушку. К концу фильма, уверен, весь зал энергетически готов порвать экран мыслью: «Мадс, сдалась тебе эта пассажирка, брось её, быстрее дойдёшь». Но нет, он дотащит её, доползёт и докажет, что он настоящий мужик. Что и требовалось.
Родион Чемонин.
Фото: Елена Горбачева.