04.03.19 12:41
Подведены итоги 69-го Берлинского международного кинофестиваля, который проходил c 7 по 17 февраля в столице Германии. В субботу церемония закрытия Берлинале началась с того, что зрители почтили память швейцарского актера Бруно Ганца, звезды фильмов "Небо над Берлином", "Чтец" и "Бункер", который ушел из жизни 16 февраля. "Мы думаем о тех, кто не может быть здесь сегодня вечером. Бруно Ганц в небе над Берлином", - сказала ведущая церемонии Анке Энгельке.
Под овации зрителей Дитер Косслик покинул пост директора кинофестиваля Берлинале, которым руководил 18 лет и заработал себе место в пантеоне "великих". Именно благодаря его профессионализму, яркости и неординарности личности было на Берлинском кинофестивале было продано 5 миллионов билетов в кино, показано около 7000 фильмов в конкурсной программе и вручено 164 медведя – символа Берлина. С 2002 по 2019 год Косслик блестяще развивал Берлинский кинофестиваль и стоял у руля Европейского кинорынка European Film Market, который проходит параллельно Берлинале. Дитер Косслик – классический пример признанного при жизни гения. В числе его достижений - специальная секция "Перспектива немецкого кино", секция Berlinale Talents, Всемирный Фонд поддержки кино и рынок копродукции Berlinale Co-Production Market. Косслик представил зрителям новых директоров Берлинского международного кинофестиваля – Мариэтт Риссенбек, первая женщина, возглавившая фестиваль и Карло Чатриан, художественный руководитель кинофестиваля в Локарно, которые официально вступили в должность в июне прошлого года.
В 2019 году в Берлинале приняли участие около 22000 аккредитованных специалистов из 135 стран. Европейский кинорынок European Film Market представил 550 участников выставки из 67 стран – впервые в этом году павильон Узбекистана был представлен на кинорынке и вызвал огромный интерес у публики. Представьте себе: здесь 200 стендов для участников из 111 стран, зрителям и участникам скучать не пришлось – здесь представлено 730 фильмов, из которых - 600 премьерных показов фильмов. Россию на Берлинском Международном кинофестивале представили фильм "Кислота" Александра Горчилина и "Мальчик русский" Александра Золотухина, которые остались без призов.
Жюри Берлинского кинофестиваля в этом году возглавила французская кинодива Жюльет Бинош, звезда фильмов "Шоколад" и "Английский пациент". И зрители приятно удивились составу жюри: кинокритик Джастин Чанг, немецкая актриса Сандра Хюллер, кинокритик Джастин Чанг, режиссер Себастьян Лелио, куратор Раджендра Рой и продюсер, режиссер Труди Стайлер. Мало кто знает, что жюри ездили по Берлину на электрическом кроссовере Audi A1 e-tron, быстро набирающем обороты и поклонников по всему миру. Электромобили – это будущее, их предоставили жюри по просьбе самой Труди, которая заботится об экологии и хочет ездить на машине “без чувства вины” по ее словам.
Лучшим фильмом Берлинале была признана драма "Синонимы" израильского режиссера Навада Лапида, которая рассказывает о молодом израильтянине Йоаве (Том Мерсье), он покинул свою родную страну Израиль и переехал жить в Париж. Главный герой наотрез отказывается говорить на иврите, и носит с собой французский словарь, он пытается пустить корни в столице Франции и создать свою новую личность. Режиссер забрал "Золотого медведя" и сказал, что некоторые зрители в Израиле могут быть "шокированы" его драмой "Синонимы", но для него фильм является большим праздником.
Гран-при жюри Берлинале ("Серебряного медведя") получил фильм Франсуа Озона "По милости Божьей". По сюжету фильма друзья детства из Лиона Александр, Франсуа и Жиль подали в суд на архиепископа Филиппа Барбарина, утверждая, что он приютил священника-педофила Бернарда Прейната, который злоупотребляет своим положением.
Единодушное одобрение жюри вызвал фильм "Я была дома, но…" Ангелы Шанелек, которой был присужден приз за лучшую режиссуру. После таинственного исчезновения 13-летнего мальчика Филиппа (Якоб Лассаль), он вернулся домой и это вызывает множество психологических проблем в семье.
Представительница так называемой "Берлинской школы" Шанелек показывает в ленте невротическую мать ребенка Астрид (Марен Эггерт), цитирует "Гамлета" Шекспира, которого читают дети в школе, и рассказывает о драме в семье. Смотреть фильм непросто: потрясенная мать становится невыносимой, она набрасывается почти на всех людей, которых встречает на своем пути – от продавца велосипедов до учителей Филиппа, одного из которых играет звезда фильмов "Транзит", "Между рядами" Франц Роговский.
Лучшей актрисой стала китаянка Юн Мэй, сыгравшая главную роль в фильме "Прощай, сын мой" Вана Сяошуайя. А лучшим актером был признан Ван Цзинчунь, получивший "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль в этом же фильме. Режиссер Сяошуай ранее громко заявил о себе на Берлинском кинофестивале, здесь в 2001 году его картина "Пекинский велосипед" получила гран-при жюри, а в 2008 году фильм "Вера в любовь" получил приз за лучший сценарий. "Прощай, сын мой" – пожалуй, самый амбициозный проект Вана Сяошуайя на сегодняшний день, и самый длинный его фильм – 3 часа 5 минут. Смотрится картина залпом, режиссер показывает 3 десятилетия в истории Китая.
Наконец-то нашлись такие люди, разбирающиеся в самом опасном городе Европы Неаполе. Авторами лучшего сценария признаны Маурицио Брауччи, Клаудио Джованнези и Роберто Савиано, которые исследовали итальянский криминальный мир в "Пираньях Неаполя". Получая “Серебряного медведя” в Берлине, режиссер фильма Джованнези посвятил награду молодым людям Неаполя. Он сказал, что надеется “искусство, культура и образование снова станут приоритетом в стране”.
Отдельно хотел бы отметить Приз имени Альфреда Бауэра "За открытие новых путей в киноискусстве", который достался режиссеру фильма "Крушители системы" Норе Финшелдт. Термин "крушители системы" используется для описания детей, которые не поддаются системе социального обеспечения, они слишком молодые и непослушные, чтобы остаться в приемной семье или приюте. Измученная мать Бенни (играет Хелен Зенгель) заставила почувствовать зрителей, что даже если поставили под угрозу жизнь малыша, в конечном итоге великая сила любви матери и ребенка исцеляет.
Нечастый случай: в этом году фестиваль был омрачен отменой авторского фильма "Одна секунда" Чжана Имоу, поставленного в период Культурной революции в Китае. Показ драмы был отменен по техническим причинам, и в результате конкурсная программа Берлинале сократилась с 17 до 16 фильмов. На сцене Жюльет Бинош выразила сожаление, что не смогла увидеть фильм, добавив: "Мы надеемся увидеть фильм в ближайшее время в кинотеатрах".
Серебряный медведь за выдающийся художественный вклад в развитие кино получил оператор Расмус Видебак, который приложил руку к фильму "Угоняя лошадей" режиссера Ханса Петтера Муланда. Настолько был остр и хирургически точен его взгляд на современную Норвегию. По сюжету фильма после смерти жены 67-летний Тронд Сандер (Стеллан Скарсгард) уехал из Осло в небольшую деревню на востоке Норвегии. Однажды зимней ночью он встречает своего старого знакомого Ларса (Бьёрн Флоберг) и вспоминает 1948 год. Драма "Угоняя лошадей" поведает о любви, потере и разочаровании, о психологических травмах на протяжении всей жизни и, наконец, о чувстве вины. В основу фильма лег роман Пера Петтерсона "Пора уводить коней", писателя номер один в Норвегии.
Капитаны знаменитого часового бренда Glashutte Original наградили 30-летнего дебютанта из Судана Сухейба Гасмельбари специальным призом Glashutte Original Documentary Film Award за фильм "Разговор о деревьях". Картина рассказывает о группе кинолюбителей, которые хотят возродить старое кино в Судане. Приз экуменического жюри как лучший фильм конкурсной программы получила драма "Бог существует, её имя – Петруния" македонского режиссера Теоны Стругар Митевска. Фабула картины легко укладывается в пару строк газетной хроники. На Крещение в Македонии священник кинул в ледяную реку святой крест, и мужчины бросаются в воду его ловить. В 2014 году деревянный крест впервые поймала женщина, которая будет защищать его в течение одного дня и одной ночи. Это важное событие для верующих запечатлели телекамеры.
Около тысячи гостей Берлинале стали свидетелями как британская актриса Шарлотта Ремплинг получила почетного "Золотого медведя" за жизненные достижения. 73-летняя актриса, звезда фильмов "Ключи от дома", "Сердце Ангела" призналась, что питает слабость к европейскому артхаусу и она никогда не думала о том, чтобы работать в Голливуде. Однако у нее были предложения, но после двух фильмов, снятых на Фабрике грез она поняла, что это не для нее. Голливудские фильмы слишком поверхностны и слишком направлены на молодость, внешность актрисы по словам самой кинодивы. "Дитер хотел вручить мне приз еще в прошлом году, но я застряла на съемках фильма. Так что я только в этом году согласилась приехать на Берлинале, - говорит Шарлотта Ремплинг. - А возраст? У меня нет проблем с ним, напротив он даже имеет преимущества. Возраст дает вам безопасность, вы расслаблены, потому что вы уже так много знаете о жизни".
Юбилейный 70-й Берлинский международный кинофестиваль пройдет с 20 февраля по 1 марта 2020 года. Не сомневайтесь: будет интересно.
Игорь Шевкун