08.02.22 12:59
Театральной постановкой на темы Кафки сегодня никого не удивишь. А как вам «аномальная» смесь писателя Франца Кафки и американского сценариста оскароносца Чарли Кауфмана?
Признаюсь, впечатляюще и очень дерзко. Владимир Скворцов главный режиссер драматического театра «Человек» смело взялся перенести на сцену не самых простых, мягко говоря, авторов и их необузданных героев. Сотворил, действительно что-то «аномальное», а именно спектакль - галлюцинацию «Аномальная Лиза».
Отдадим должное режиссеру, далеко не каждый в наше время - время простых форматов подачи литературного материала зрителю, решится предложить публике Кафку и Кауфмана в свежем миксе. Кафка, чьи произведения стали символом абсурдности окружающего мира и Кауфман — абсурдист похлеще Кафки. Если верить тому, что образ мыслей автора пьесы все равно накладывает отпечаток на конечный результат — спектакль, то можно констатировать, что Кафка с Кауфманом сыграли злую шутку с главным героем спектакля «Аномальная Лиза».
В первоисточниках так много глубоких мыслей, важных и удивительно современных, что объяснимо желание режиссера рассказать обо всем. Действие периодически «провисает», как во сне перед глазами героя и зрителей события, которые сформировали фобии, черты характера, специфику восприятия реальности самого персонажа. Мы видим его стремление к «нормальности», к простым человеческим радостям в простых вещах и чаще видим крах этих надежд.
Главный герой – Майкл Стоун неприкаян, отвергнут и прежде всего самим собой. В интершуме одинаковых лиц и голосов он жил всегда и привык к этому недугу, но на секунду мы поверим, что всё не так уж плохо и история может иметь хэппи энд.
В хорошем смысле поражает работа технической группы театра. Сцену самого маленького театра страны «растянули» с помощью новых технологических приёмов и виртуальных декораций, а также необычных аудиоэффектов. В какой-то момент зритель уже видит пространство глазами героя и ужасается – неужели герой каждый день живёт в таком напряжении и испытывает такое глубокое одиночество?
Что касается актерских работ: интересно ведет свою роль Анатолий Кот. Это погружение внутрь героя, пульс и сердцебиение постановки, тогда как яркая роль Феликса Мурзабекова настоящий праздник для зрителя и невероятные перевоплощения, которые удаются молодому артисту не вылезая из одного и того же черного
комбинезона. Он в секунду становится, то истеричной «бывшей» Майкла, то отвратительным портье в отеле, то пошлой двухметровой красоткой и т.д.
Его образы – это юмор, голос спектакля и многоликая бездна всех «других» и посторонних. Спектакль заставляет задуматься о многих проблемах человеческих взаимоотношений и взглянуть на них совершенно иначе.
Ирина Шанина.
Фото предоставлено пиар – службой театра.