annrus.ru «Каспийские монстры» родились на берегах Волги
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
21
сентября
2024

«Каспийские монстры» родились на берегах Волги


03.10.06 11:43


Было и еще одно важное событие – совещание Морской коллегии, где рассматривались перспективы строительства скоростных судов и, в частности, экранопланов. Для нижегородцев экранопланы – особая боль. Оружие, которому нет равных в мире, до сих пор остается невостребованным. Почему?

«Каспийского монстра» засек американский спутник

В конце 2002 года в мировой печати промелькнуло сообщение: «Компания Boeing работает над проектом гигантского экраноплана. Летательный аппарат, названный «Пеликан», будет иметь 152 м в длину, а размах крыльев составит 106 м».
Это сообщение не привлекло бы особого внимания. Мало ли над какими проектами работают авиационные фирмы? Но есть одна тонкость: как сообщалось, проект "Пеликан" находится лишь на начальной стадии разработки.

Кто же заказчик нового летательного аппарата? Или, может быть, фирма создает его на свой страх и риск?
А риск действительно большой. Еще в конце 70-х в американской прессе появились статьи о полной бесперспективности экранопланов. Специалисты в один голос утверждали: это тупиковая ветвь самолето- и судостроения.

Публикации эти появились как раз в то время, когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции. Анализ фотоснимков показал: он подобен самолету, движется с большой скоростью, между тем, полет его проходит над самой водой.
В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра, русский блеф. Лишь немногие эксперты сказали, что Советы создали новый и очень эффективный вид вооружения — экранопланы.

Неизвестный летательный аппарат получил у американской стороны прозвище "Каспийский монстр".
Разведка быстро выяснила, что к появлению экранопланов у советских военных отношение неоднозначное. Моряки не хотели признавать его своим, такого же взгляда придерживались и военные летчики.
На Западе давно просекли, что манипулировать сознанием советского высшего военного командования можно с помощью массированных публикаций. Так подлили масла в огонь тем, кто был противником экранопланов. Печальная судьба этих морских кораблей сегодня хорошо известна.
Но почему вдруг солидная фирма Boeing решила взяться за экранопланы? Или публикации в американской печати им неизвестны?

Теперь понятно, что те публикации были конъюнктурными.

Сегодня военное ведомство США, заказавшее проект, говорит обратное. Оказывается, экранопланы «являются весьма привлекательным решением для переброски войсковых группировок». Еще бы, ведь в "Пеликане" можно разместить сразу 17 танков и несколько сот морских пехотинцев! Но зачем же начинать работу заново? Мы по доброте душевной почти полностью рассекретили производство своих экранопланов и предлагаем лишь вложить денежки в их реальное создание. Мир бы получил уникальное транспортное средство.

Но денежек так и не дождались. О нижегородских экранопланах специалисты говорят: «В мире много различных амфибий, но все они непригодны для использования на море. Сегодня только Россия владеет технологией создания именно морских экранопланов».
Как видим, не только Россия. За «тухлое», как говорят конструкторы, дело солидная фирма браться не будет.

Кто кого опередит?
В Вашингтоне, в «Галерее выдающихся личностей XX века», помещен портрет российского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Именно ему, русскому инженеру, принадлежит пальма первенства в создании принципиально нового вида транспортного средства — с использованием эффекта экрана.

Справедливости ради стоит сказать, что экранопланами занимались многие инженеры-энтузиасты: в Финляндии - Т. Каарио, в Америке - Д. Уорнер, в фашистской Германии — А. Липпиш, в Швеции — И. Троенг.

А сам эффект динамической воздушной подушки, образующейся между крылом и поверхностью, «открыл» русский авиаконструктор Игорь Сикорский. Его гигантский воздушный корабль «Илья Муромец» никак не хотел садиться на землю. Воздушная подушка удерживала самолет на небольшой высоте.

Так что физический эффект был замечен и появилась идея его использовать. Брались многие, наиболее удачно вышло у Алексеева.
Хотя не менее удачно получилось еще у одного советского авиаконструктора — Роберта Бартини. Он создал гигантский летательный аппарат, который быстро прозвали «Змеем Горынычем» за рев его турбин. Но это не был экраноплан в чистом виде. Конструктор работал над самолетом безаэродромного базирования. Самолет взлетал, «опираясь на экран».
Кстати, в печати не раз пробовали оспаривать первенство Алексеева. Но мы забываем, что имеем дело не с теоретиком, а с «технарем». Иногда между рождением идеи и ее воплощением проходят столетия.
Ростислав Евгеньевич Алексеев прожил три конструкторские жизни. В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй — занимался судами на воздушной подушке. Третью посвятил экранолетам.
Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе. Воплотил он их в реальные конструкции первым. Это бесспорно и давно признано.

Вопреки всему

В Вашингтоне, в «Галерее выдающихся личностей XX века», помещен портрет российского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Именно ему, русскому инженеру, принадлежит пальма первенства в создании принципиально нового вида транспортного средства — с использованием эффекта экрана.Справедливости ради стоит сказать, что экранопланами занимались многие инженеры-энтузиасты: в Финляндии - Т. Каарио, в Америке - Д. Уорнер, в фашистской Германии — А. Липпиш, в Швеции — И. Троенг.А сам эффект динамической воздушной подушки, образующейся между крылом и поверхностью, «открыл» русский авиаконструктор Игорь Сикорский. Его гигантский воздушный корабль «Илья Муромец» никак не хотел садиться на землю. Воздушная подушка удерживала самолет на небольшой высоте.Так что физический эффект был замечен и появилась идея его использовать. Брались многие, наиболее удачно вышло у Алексеева.Хотя не менее удачно получилось еще у одного советского авиаконструктора — Роберта Бартини. Он создал гигантский летательный аппарат, который быстро прозвали «Змеем Горынычем» за рев его турбин. Но это не был экраноплан в чистом виде. Конструктор работал над самолетом безаэродромного базирования. Самолет взлетал, «опираясь на экран».Кстати, в печати не раз пробовали оспаривать первенство Алексеева. Но мы забываем, что имеем дело не с теоретиком, а с «технарем». Иногда между рождением идеи и ее воплощением проходят столетия.Ростислав Евгеньевич Алексеев прожил три конструкторские жизни. В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй — занимался судами на воздушной подушке. Третью посвятил экранолетам.Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе. Воплотил он их в реальные конструкции первым. Это бесспорно и давно признано.


После того как «Каспийского монстра» засек спутник-шпион, американский журнал «Джейна Интеллиджэнс ревью» писал: «На Каспийском море продолжаются испытания гигантского экраноплана, развивающего скорость 200 узлов. Считают, что этот аппарат построен на заводе "Красное Сормово". Он, вероятно, имеет длину 400 футов и способен нести 800—900 полностью вооруженных солдат. Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъемную силу, которой хватает на подъем до высоты крейсирования, равной приблизительно 30 футам. По-видимому, аппарат может работать и в арктических условиях».

Это был разгар испытаний, а начались они несколькими годами раньше. Надо было проверить, как экраноплан держится на плаву, и немного «побегать» по Волге, прежде чем выходить в море. Так пожелал главный конструктор.

Как проводить эти испытания, уже решали «особисты», от которых требовалось пресечь утечку всяческой информации.
Местом испытаний выбрали остров Телячий под Горьким, который хорошо просматривался с волжского откоса. Придумали легенду: потерпел аварию самолет, и его пытаются вытащить из воды. Когда испытания продолжили, то в ход пошла другая легенда: опробуют двигатели для новых судов.
В те годы имя Ростислава Евгеньевича Алексеева было хорошо известно. Его знали как конструктора судов на подводных крыльях. В его «Сормовиче» на воздушной подушке можно было совершить путешествие до Чебоксар. Он был обласкан Никитой Сергеевичем Хрущевым. Никакого ореола секретности над ним не витало. Так что испытания у Телячьего острова особого внимания не привлекли. Как начались — так и закончились.

Дальше были Каспийское море и безлюдный остров Чечень, где расположилась испытательная база.
Адмирал С. Г. Горшков, командовавший советским ВМФ, в своей книге "Морская мощь государства", вышедшей в 1976 году (подчеркнем это — Авт.), писал: «Создание кораблей с динамическим принципом поддержания уже стало реальностью. Несомненно, что массовое появление таких кораблей в составе флотов увеличит их боевые способности, надводные силы смогут успешнее решать боевые задачи и приобретут совершенно новые качества».

Все те же строжайшие условия секретности не дали ему сказать, что советский флот уже обладает таким кораблем и совсем скоро «черные береты» смогут контролировать все побережье Мирового океана.

По некоторым данным, государственная программа предусматривала строительство 100 десантных экранопланов. Позже эта цифра была скорректирована и равнялась уже 24.
Страстным поклонником экранопланов был и министр обороны СССР Д. Ф. Устинов. Пока были живы главком ВМФ Горшков и министр обороны СССР Устинов, конструктор Алексеев был неприступен. Его не касались споры, которые вокруг экранопланов не утихали.

Из-за сложности эксплуатации летчики и моряки не желали иметь их в своем арсенале. Свое слово в раскол внесли и авиаконструкторы, работавшие над летающими лодками: а чем они не десантный транспорт? Минусы в копилку экранопланов добавляли аварийные ситуации, которые время от времени случались.

В 1975 году в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну. Лопнули переборки и корпус. Главный конструктор взял управление на себя и довел экраноплан до базы, хотя путь был неблизкий — 40 километров.

Все, кто встречал на берегу экраноплан, ахнули: у него не хватало кормы и хвостового оперения.

Казалось бы, аварийный случай показал живучесть корабля. Но это принимать во внимание не стали. Оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора. Здоровья это ему не прибавило, и через пять лет его не стало.

А время идет!


Проект по созданию экранопланов Ростислав Евгеньевич Алексеев окрестил кодовым названием «Дракон». Американцы не намного ошиблись в своем названии, увидев со спутника летающее чудо и поименовав его «Каспийским монстром».
На самом деле экраноплан имел безобидное имя «Орленок» - увы, даже не орел. За ним шли «Лунь», «Утка»… Об этом мы узнали, когда все секреты стали очевидны.

Ростислав Алексеев так и не узнал о судьбе своих творений. Между тем, министр обороны СССР своим приказом № 00136 от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море.

К тому времени были готовы проекты экраноплана-ракетоносца, транспортно десантного экраноплана, аварийно-спасательного…
Завершить эту программу рассчитывали до середины 90-х годов. Из затеи ничего не получилось: четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы. Там они и доживают.

В свое время испытательную станцию, где создавались экранопланы, с секретным визитом посетил конструктор космической техники Сергей Павлович Королев. Обращаясь к первому секретарю обкома партии, сопровождавшему его, Королев сказал: «Алексеев в судостроении делает для страны не менее важное дело, чем мы… Честь ему и хвала. Но я, извините за откровенность, не вижу настоящей заботы о его деле, которое является гордостью страны».

По стечению обстоятельств сообщение о начале работ над экранопланом на фирме Boeing совпало с информацией о начале сбора-похода на Каспийском море. Тогда ожидалось участие министра обороны России Сергея Иванова. Но даже специально для главы Вооруженных сил продемонстрировать экраноплан в деле не смогли. Показали лишь действия «по-сухому» — погрузку и выгрузку десанта.

Еще на заре дружеских связей американский конструктор экранопланов Стивен Хуккер, побывавший на наших когда-то особо режимных заводах и КБ, признался: «Вы опередили нас на 30 лет!»
Опередить-то опередили, но потом замерли.
Сегодня в сборочном цехе судостроительного завода «Красное Сормово» стоит на стапеле «Орленок», переделанный в аварийно-спасательный экраноплан. Готовность его на 90 процентов. Он ждет решения своей судьбы.
Фирма Boeing заявляет, что первый из экранопланов, который она создает, полетит уже через три года.

Министр обороны России пока же только обнадеживает нижегородских судостроителей: экранопланы не забыты и флоту нужны!








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Новый сезон театра «Ромэн» открыл легендарный спектакль «Мы — цыгане»
17.09.2024 12:00 Новый 93-й театральный сезон в театре «Ромэн» традиционно открыл культовый спектакль-рекордсмен «Мы — цыгане». На сегодняшний день эта постановка показана около 2500 раз. В спектакле задействована вся труппа театра.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100