02.11.06 11:45
На той коллегии доклад министра транспорта Игоря Левитина был воспринят эмоционально. Фактически министр подтвердил, что по сравнению с прошлым годом ситуация с авиабезопасностью в стране не улучшилась. Сама по себе такая оценка из уст министра вызывает недоумение: что же мешало за целый год исправить положение?
Что касается законодательной и нормативной базы, то дело явно не в ней. Стандарты безопасности воздушного транспорта подробно прописаны в законе "О транспортной безопасности", в Воздушном кодексе, в Федеральных авиационных правилах. Однако проблема в том, как все эти законы исполняются? И как осуществляется этот контроль тем же министерством?
По-моему мнению, именно службами правительства и министерства транспорта должен быть обеспечен контроль за тем, чтобы техника была годной к полетам, чтобы качественно обучали летный состав, чтобы, наконец, на самолеты при ремонте не ставили контрафактные детали.
Пока это не налажено, мы вынуждены констатировать, что дает сбой сама управляющая надстройка - и начинать реформирование надо, прежде всего, с нее.
Вместе с тем в реформировании отечественного авиапрома и авиатранспорта не должно быть никакой революционности, отрыва от законодательной базы. Подобная революционность прозвучала на коллегии, когда предлагалось передать аэропорты на баланс местных бюджетов. Поскольку аэропорты –объекты капиталоемкие, а местные бюджеты невелики, это может привести к тому, что аэропорты начнут закрываться, либо, не дай Бог, их новые хозяева начнут экономить на безопасности пассажиров.
Комитет Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи готовит "Закон об аэропортах и аэропортовой деятельности", в котором прописано множество стандартов, а также процедура проверки их соблюдения. В таком деле, как безопасность на транспорте эксперименты недопустимы, и впереди всегда должна идти законодательная база.
В этой ситуации задача депутатов Госдумы - здраво оценить ситуацию, найти корни проблемы и предложить соответствующее законодательное решение. Я не могу согласиться с позицией некоторых СМИ, что продукция отечественного авиапрома безнадежно устарела и мы чуть ли не на "гробах" летаем. Да, воздушные суда, разработанные в 60-е - 70-е годы, сегодня не могут похвастаться высоким уровнем комфорта или экономичностью, но все же это достаточно надежная и безопасная техника, что подтверждают и специалисты.
Но реальность такова, что из 5700 судов, числящихся в госреестре, сейчас эксплуатируются 2568. Всего! Остальные требуют ремонта и переоснащения. Существует регламентирующая документация замены тех или иных узлов самолета, однако, если этот ремонт не производится вовремя или производится с нарушениями, техника здесь ни при чем.
В то же время нельзя не согласиться с озвученной вице-премьером Сергеем Ивановым на той же коллегии позицией о необходимости поддержки отечественного авиапрома. Ежегодно нужно менять 100-150 воздушных судов, выработавших свой летный ресурс. Но наша промышленность, которая долгие годы не имела заказов и растеряла кадры, с этим не справляется.
Вместе с тем конструкторская мысль не стоит на месте. Созданы новые разработки: Ил 96300, Ил 114, Ту 204, Ту 214. Суда эти соответствуют всем мировым стандартам надежности, безопасности и экологии. Однако этих современных машин поступило в гражданскую авиацию за последние 15 лет всего 36 единиц. Потому прозвучавшие на коллегии предложения о субсидировании авиапрома весьма актуальны.
До 2009 года, когда проблема авиабезопасности в России должна быть полностью решена, осталось совсем мало. За это время правительству предстоит найти баланс интересов отечественных производителей, западных поставщиков, руководителей авиакомпаний и, конечно, пассажиров. В этом плане несомненно положительный эффект будет иметь объединение авиакомпаний, создание лизинговых структур на примере КБ Ильюшина и т.д.
Россия должна сохранить за собой статус авиационной державы, и сделать это можно, только развивая собственную авиационную промышленность, выпускающую воздушные суда, обеспечивающие потребителю высокий уровень безопасности и комфорта.
Юрий Сентюрин, депутат Госдумы РФ