annrus.ru Нижегородский энтузиаст возродил «страну Советов» в отдельной деревне
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
21
сентября
2024

Нижегородский энтузиаст возродил «страну Советов» в отдельной деревне


13.02.07 13:08



Раскладушка на Красной площади

Засыпали трудно. Сон не шел. Ворочались, пытались ровнее дышать, считать, ни о чем не думать… Но не спалось. Те секунды забытья, в которые незаметно впадаешь, вдруг оглашаются звуками духовых оркестров.
«Солнце красит нежным цветом
Стены древнего кремля!..»
Надо мной свисают полотнища знамен. Даже в темноте они кажутся красными.

«Да здравствуют трудящиеся Страны Советов. Ура-а-а, товарищи!»
Ох ты, как громко-то. Такое впечатление, что лежишь на раскладушке на самой Красной площади, а тебя стройными рядами обтекают демонстранты.

Взошедшая из-за леса луна посеребрила пейзаж за окном и высветила лица пионеров-героев: Леня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Володя Дубинин… Надо же, помню. А вот этих трех вижу впервые. Видимо, их позже разыскали неуемные следопыты.

На верхней полке этажерки ряд ленинских головок, видны лишь очертания бюстиков,которые напоминают пасхальные яйца. Горн на стене. Старенький, помятый… Сколько пионеров покорно повиновалось его певучим звукам. Барабан…
«Равняйсь, смирно! На одного линейного дистанции, первый батальон прямо, остальные…»

Это была уже какая-то игра. Сон приходил на мгновение, вызывал картины видения и тут же исчезал. Мне не приходилось еще спать в музеях, среди осколков былой истории.

Учудил и удумал

Ну, Александр Семенович, учудил, удумал, не жилось ему спокойно. Работал бы себе на заводе и тихо ждал пенсию.
Ан нет! Участок мастера нижегородского завода «Гидромаш» Александра Семеновича Филимонова в 1991 году стал победителем социалистического соревнования. По этому поводу участок наградили вымпелом, который и украсил, скудное по разнообразию цветов, пространство цеха.

А тут рухнула страна. Партийцы, будто ожидая сигнала, быстро сдали свои позиции, распрощавшись с идеалами - и остался вымпел бесхозным. Висел себе, пылился, обрекая участок на вечное лидерство.

Александр Семенович Филимонов никогда в партии-то не состоял. Работал себе, как совесть подсказывала, а тут что-то внутри дрогнуло. Уж больно побежали все прытко. Начальственные кабинеты портреты поменяли, бюсты вождей в пыльные углы задвинули, тайком от их письменных трудов избавились. По телевизору показывают — памятники крушат… Злоба в лицах…

Не то чтоб страшно стало Александру Семеновичу. Выходило, что жизнь он зря прожил, о потерянном поколении заговорили. Это он-то потерянный? Да вы прежде себя найдите!
И забрал сиротствующий вымпел Александр Семенович себе. Не отдал на поругание, хоть и подбирались к нему:«Давай продадим, Семеныч, твой вымпел на Арбате иностранцам!»
Не приучен он был Родиной торговать, да насмехаться над ней в лихое время. Будь, что будет… И он решился приютить у себя прошлое, которое вмиг осиротело.

Позже в книге отзывов своего музея, который он назвал «Страна Советов», появится запись, дороже которой быть не может:
«Наше прошлое — есть наша история, и то, что нами прожито — есть наша память. Спасибо вам за сохранение нашей истории. Бывшая бригада коммунистического труда».
Надо же, собрались мужики, пришли. А главное, не забыли, что еще совсем недавно были настоящей бригадой – коммунистического труда! А не нынешнего: каждый сам по себе и с надеждой хапануть только в свой карман.

Праздник ностальгии

Музей Александр Семенович оборудовал в своем доме, который по случаю приобрел в деревне Новоядрово. Можно сказать, музей в ссылке. Но ошибется злопыхатель, подумав, что весь прошлый хлам там и должен быть. Музей посещаем - и еще как! Дети едут, они до сих пор не понимают, за что же мы так сурово с собой разделались. Наивные. Воспитаны так были.

Шел как-то Александр Семенович по улице и нес портрет Горбачева. Наперерез бросился мужчина: прилично одет, вроде бы не пьян: « Куда меченого несешь?» Объяснил: в музей, мол, старины. «Ну-ка, дай я ему глаз выколю или гадость какую напишу». Еле отстоял Семеныч портрет. «Тогда сам напиши: «Разрушитель СССР», - предложил мужик. «Это можно», - охотно согласился Семеныч.
Пришел домой, сунул руку в карман, а там сотня. Не заметил как этот прохожий ее сунул. Что делать? Заказал художнику надпись «Разрушитель СССР» и повесил над портретом Михаила Сергеевича. Пусть не обижается: руку-то приложил, хоть и не хотел.

По праздникам Александр Семенович выставляет около своего дома на специальной подставке флаги бывших пятнадцати советских республик. Зеленое однообразие деревни тут же приобретает праздничный вид. Вообще-то у него есть мечта. Он хотел бы поставить пятнадцать маленьких избушек - и в каждой организовать музей той страны, которая раньше была республикой.

Спасенные экспонаты

Многие уже прослышали о музее и пополнять его экспонатами стало легче. Наведались отец с сыном, принесли знамя, которым награждали передовиков. Чудом спасли.
«Когда партийцы отход готовили, распоряжение пришло: оставшиеся в наличии знамена изрубить». Рубили, да со счета сбились. Одно удалось спасти. Тоже думали на продажу пустить. Рука не поднялась… Позвонила женщина из Москвы: «Услышала о вас, хочу предложить портрет Сталина. Мой отец был художником и рисовал портреты. Один удалось сохранить. Теперь он никому не нужен».

В одном из райотделов Ленинградской милиции Александр Семенович долго просил отдать литую композицию — Дзержинский с беспризорниками. Не отдали. Пришлось присылать фотографии своего музея, только тогда заполучил стража революции. А позже позвонила одна женщина и сказала, что готова отдать Дзержинского в хорошие руки. Так теперь и соседствуют два аллюминиевых Феликса с двумя беспризорниками.

«Каждый период истории должен иметь своего хранителя», — написали НТВешники. Показав Филимонова по телевидению, они заодно посчитали, что в хранении у него находится 36 бюстов Ленина. Но это было уже давно. Сейчас Ильичей под сотню.

Ездил в Белоруссию. Вот думал, где разживется экспонатами. Не тут-то было. Куда ни обращался, говорили, что все им нужно, от советской истории там пока отказываться не думают.

Из детского речного пароходства долго не отдавали бюст Аркадия Гайдара. Комендантша упрямилась. Как только детей лишили здания, отдала. Гайдар в единственном экземпляре взирает с книжной полки. Точно такую же гипсовую скульптуру, но только разбитую, я видел в помойном баке одной из школ. Ребятня кидала в любимого писателя своих родителей камешками, тренировалась в меткости. Писатель всегда призывал их быть в боевой форме, правда, они этого не знали, не читали.

Хусейн на фанерке

Однажды Семеныч рискнул и постучался в Иранское посольство. Страна дружественная, почему бы и ей в его музее не отметиться? Встретили, объяснил в чем дело. Энтузиазма особого не проявили, но подарок выдали. Где-то в шкафу нашли выжженный на фанерке портрет Саддама Хусейна. Теперь это тоже история. Саддам на портрете молод, свеж, жизнерадостен. А сейчас его нет – повесили. Остался выжженным на портрете…

Почему-то не дает покоя случай с выкалыванием глаз, который рассказал Семеныч. Неужели это у нас уже на генетическом уровне? Наши бабушки и дедушки под диктовку выкалывали глаза Троцкому, Тухачевскому, Ягоде, Ежову… Вчера их любили. А потом выкалывали глаза в газетах, журналах, книгах. Замазывали чернилами лица родственников в домашних альбомах. Сталинская педагогика позволяла это. Все, как могли, боролись с «врагами народа» - даже дети.

Потом везде и всюду выкалывали глаза Сталину. Это уже делали наши папы и мамы. Тайком на задних дворах библиотек сжигали собрания сочинений вождя народов. Это была уже хрущевская педагогика. А потом… Нет, Хрущеву вроде бы глаз не выкалывали. Его извели тихо, благо, что полиграфия страны позволила махом избавиться от него во всех учебниках. Но книги списывали и сдавали в макулатуру. Брежневская педагогика была лояльной.

Но вот что странно, в музейном собрании «Страны Советов» лишь один портрет Хрущева и один Брежнева. Больше не нашлось. От этих вождей избавились еще быстрее. Педагогика стала цивильнее, глазки больше не выковыривали. Портреты уничтожали без надругательств.

Встреченный Семенычем человек будто бы появился из 30-х.
Молодой, интеллигентный, готовый платить за гадости. Заблудился, что ли? Или мы вконец заблудились?

Солнце с Востока

Светлое солнышко — Китай. Когда Александр Семенович рассказывает о нем, сердце тает. Что за люди? Действительно восток — дело тонкое. Нам со своими революционными замашками там делать нечего, хотя мы всегда считали китайцев братьями.
Случайно оказался Семеныч в китайском посольстве и тут же стал другом навек. Вспомните, сколько было в Китае передряг, а они говорят: «Мы чтим все три поколения руководителей! Никто Мао Дзедуну глазки не выковыривает, хотя натворил он там тоже порядочно».

Едва унес Семеныч подарки из китайского посольства. Сказали, чтоб еще приходил. В благодарность китайским товарищам Семеныч, конечно, со спонсорской помощью, прикупил в исчезающей деревеньке еще один дом и намерен там открыть музей советско –китайской дружбы.
Среди экспонатов, кроме сочинений Цзень Цземиня, Мао Дзедуна, Ден Сяопиня будет самый дорогой экспонат — кусочек Великой Китайской стены.
Семеныча китайцы покорили. Теперь он каждый раз в суп кидает горсточку риса. Вкуснотища получается! И что раньше так не варил?

С пониманием отнеслись к затее Семеныча в кубинском посольстве. Обещали собрать экспонаты. Пока подарили только портрет Че Гевары. Северная Корея голосует за музей и полные биографии Ким Ир Сена и Ким Чен Ира уже в распоряжении Семеныча. Эдуард Шеварнадзе одобрил затею и прислал фото с надписью. Думается, что и Вьетнам будет не против создать свой форпост в лесной деревушке. А там и другие подтянутся. Национальная гордость взыграет: чем, мол, мы хуже? Да еще ведь Индия есть. Завод, где работает Александр Семенович Филимонов, для нее, что брат родной. Их «МиГи» на нижегородские шасси приземляются. Тут особых контактов и искать не надо. Пора уж им инициативу проявлять, но медлят, выжидают, дипломатию разводят. Время вон показало: в Китае мы не ошибались. Действительно, братья.

«Посетив родной дом, родную деревню, глубоко тронута, что жизнь родного края продолжается благодаря такому человеку-собирателю-энтузиасту. Нина Трифонова, из рода Талановых».

Поторопились с новыми временами

Когда Семеныч покупал первый дом, обрадовался было. Отсчитал деньги, 15 минут - и он владелец дома со всеми его причандалами. Готовился к сделке тщательно и добротно: все справки собрал, продумал, что сказать. А тут раз, печать поставили и свободен. Думал уж, что и на самом деле новые времена наступили…

Щас, наступили! Со вторым домом его уже полгода мурыжат. То одни обмеряют, то другие. От участка отказался — не положено, надо брать и участок. Только денежки отсчитывай. За дом заплатил ровно столько, сколько и за услуги. Дороговато китайская дружба обходится, но уж раз задумал…

Может быть и прав философ, сказавший, что «история, это стоячее болото, где все мы, все поколения, купаемся в стоячей, неподвижной воде времени». Начинаешь верить в это.

Странная была у нас ночь в этой «Стране Советов». Спал ли вообще? А была ли Страна Советов? Была, была! Вот ее прошлое — знамена, бюсты, портреты. А жил ли ты в ней или это все тебе приснилось? Вот уже и не уверен. В ящике письменного стола лежит коробочка со значками «Победителю», «Лучшему», «За активную работу» Судя по удостоверениям значки мои. Значит все-таки жил.

Баночка с наградами сиротлива в ворохе нынешних бумаг, что останутся следующему хранителю. Счета, счета, счета… Счета с угрозами: «В случае неуплаты…», «если в течение десяти дней…», «неуплата карается…»
Это уже реалии страны, в которой живем сейчас. Или дремлем. Или спим.

Фото Владимира Алексеева.









В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Новый сезон театра «Ромэн» открыл легендарный спектакль «Мы — цыгане»
17.09.2024 12:00 Новый 93-й театральный сезон в театре «Ромэн» традиционно открыл культовый спектакль-рекордсмен «Мы — цыгане». На сегодняшний день эта постановка показана около 2500 раз. В спектакле задействована вся труппа театра.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100