annrus.ru Нижегородская любовь Владимира Ульянова (Ленина)
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
21
сентября
2024

Нижегородская любовь Владимира Ульянова (Ленина)

19.04.07 12:43

Как известно, Ленину нравились ответы Карла Маркса на анкету, которую предложили ему дочери. Когда они его провокационно спросили, что же ему не нравится в людях, то он с достоинством ответил: «Ничто человеческое не чуждо». Как показывает история, не чужд человеческих страстей был и Владимир Ильич.

Шерше ля фам

1894 год. Нижегородские историки отметили два визита молодого марксиста Владимира Ульянова в Нижний Новгород. В январе он встречается с марксистами и народниками, знакомит их со своим рефератом «Судьба капитализма в России». Очевидцы вспоминали, что это был яркий и убедительный доклад с «подлинно научным марксистским взглядом на закономерный ход развития капитализма в России и с неотразимой критикой народнической утопической теории».

Второй раз Владимир Ульянов приехал летом этого же года. Об этом визите сказано: «За два дня пребывания в Нижнем Владимир Ильич провел большую работу с руководителями местных пропагандистских кружков».
Но, как сейчас выясняется, не только с ними.
Неужели можно осквернить память Ленина, если сказать, что второй его приезд в большей степени был связан... с женщиной? В тот год ему исполнилось всего 24 года, он был свободен и чертовски влюблен. По всей видимости, в первый раз.

Это был продолжающийся роман, который начался год назад в Петербурге на масленицу. Тогда на блинах у петербургского марксиста Классона он высмотрел молоденькую учительницу воскресной школы Аполлинарию Якубову. Краем глаза он видел, как она, сидя на кровати, внимательно слушала его выступление о рабочем движении в Поволжье.

Подробности петербургской части романа неизвестны, но косвенные отголоски его нашли отражение в записках нижегородок - сестер Невзоровых - Зинаиды и Софьи. Они единственные оставили память об Аполлинарии и сделали это, видимо, не случайно.
Они не могли открыто написать о любви Ильича и петербургской учительницы. Тогда их воспоминания в лучшем случае спрятали бы в архив. Навсегда.
Научившись конспирации, Софья Павловна Невзорова вложила в строчки о подруге теплоту и, даже не обмолвившись о ее связи с Владимиром Ульяновым, одобрила их начинавшиеся развиваться чувства.

«Чудесный была человек Аполлинария. Умница, стойкая, решительная, необыкновенно правдивая. Неискренность была совершенно чужда ee кристально чистой натуре. Работала она страшно настойчиво и упорно. Она была одной из лучших учительниц в воскресной школе для рабочих за Невской заставой. Она выбирала оттуда рабочих для кружков по революционной пропаганде.

Позднее она же была одним из самых деятельных, преданных членов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» с его основания. Широкая в плечах, с крепко посаженной головой и ярким румянцем, она казалась олицетворением здоровья. От нее так и пахло свежестью полевых трав. Мы звали ее «черноземной силой».

Последние строки были явно лишние в деловой характеристике товарища по борьбе. Не хотела ли показать Софья Павловна на кого «запал» молодой Ильич?

Женские воспоминания всегда полны тайн. Здесь ревность может быть восхищением, зависть — одобрением, а ненависть — прощением. Так что понять их невозможно.

Софья Павловна Невзорова писала свои воспоминания уже после смерти Ленина. Ей было необходимо сохранить строчки об Аполлинарии, но как это сделать? Она знала, что их будут тщательно проверять и непременно спросят, кто такая Якубова. Чтобы не было вопросов, она хоронит Аполлинарию, указывая, что та умерла от туберкулеза в 1913 году. Но Аполлинария была жива. К этому времени она эмигрировала из России...

Итак, мы нашли женщину, которой безумно влюбленный Владимир Ульянов готов был отдать руку и сердце. Голову он потерял прежде.

Сейчас уже известно, что он сватался к Аполлинарии Якубовой. Но где произошло это знаменательное событие? Одни современные биографы утверждают, что происходило это в Петербурге. Другие не оспаривают, но сдержанно относятся к этим утверждениям.

Встреча в Нижнем Новгороде

В Петербурге в то время училось много нижегородской революционно настроенной молодежи. Владимир Ульянов не был для них каким-то выдающимся человеком. Они воспринимали его как ровесника и товарища по борьбе.

Ульянов своим юмором и сарказмом несколько оживлял казенные собрания марксистов. Незадачливых, по его мнению, ораторов он подвергал насмешкам. Он мог вконец запутать очередного докладчика и превратить его монолог в дискуссию.

А еще он раздавал всем участникам тайных собраний меткие клички. Зинаида Невзорова из-за склонности к полноте стала «Булочкой». У Надежды Крупской появились первые признаки базедовой болезни, это подметил Ульянов и окрестил ее «Рыбой». И лишь Аполлинария Якубова получила нейтральную кличку — «Кубочка».

Кстати, сам Ульянов стал «Стариком».

Летом, когда заканчивалась учеба, все снимались с казенных квартир и разъезжались по домам.Через несколько дней они уже начинали скучать друг без друга и все собирались в Нижнем. Историки эти дружеские вечеринки назовут тайными заседаниями. Конечно, не обходилось без обсуждения «текущего момента». Молодежь-то была грамотная, умная, начитанная.

Пивали. И не только чай. Веселились, вполголоса пели запрещенные песни. И... влюблялись, как же без этого?
«Злые» эмигранты, со временем отколовшиеся от революции, оставили много воспоминаний о Ленине, которые нам до сих пор неизвестны. По-разному о нем писали.

Ленин, как известно, был трезвенником, но однажды не устоял и отклонился от генеральной линии. В Шушенском его совратил ссыльный петербургский рабочий, перед натиском которого никто не мог устоять. Ленин проявил слабость, после чего пел на все село революционные песни, а, увидев на дороге молодую женщину, сказал:
«А ничего бабенка, а, товарищи? С такой можно и не только революцию делать».
Куда тут денешься от пословицы, которая предупреждает: что у пьяного на языке, то у трезвого на уме.

В начале лета 1894 года Зинаида Невзорова уговаривает Аполлинарию Якубову поехать к ней в Нижний погостить. Та соглашается. И дальше Якубова... исчезает.

Дом для свидания

Ни в одной книге нижегородских историков, где в подробностях анализируется летний приезд Владимира Ульянова в Нижний, нет упоминаний об Аполлинарии Якубовой. Не могла же она пропустить собрание нижегородских марксистов. А может, она не доехала до Нижнего?

Доехала. Историкам было хорошо известно, что со временем Якубова перейдет к меньшевикам. Чтобы не компрометировать нижегородских революционеров, имя петербургской девушки просто не упоминали. Но не только поэтому.
Зинаида Павловна Невзорова позднее в своих воспоминаниях лишь одной строчкой напишет о летнем приезде Владимира Ульянова в Нижний: «Мы обсуждали исключительно дела нашей с.-д. организации и, главным образом, новые методы работы в массах».
Но почему так - «исключительно». Кто-то не верил в это?

Могли. Зинаида Павловна лукавила. Она-то хорошо знала об одной и, может быть, самой главной причине приезда «Старика». Он приехал к «Кубочке».
Историки, «упустив» из виду Якубову, оказали Ильичу медвежью услугу. Они даже не пытались «развести» их, видимо, крепко надеялись, что история любви будущего вождя мирового пролетариата и молодой петербургской учительницы канет со временем в небытие, будет навсегда погребенной в архивах.

А если бы предвидеть «утечку» информации, то они хотя бы потрудились сообщить, где в Нижнем жила Аполлинария Якубова. И теперь мы вольны думать все, что угодно. Зинаида Павловна Невзорова могла приехать с Апполлинарией только в свой дом, где жили мать, отец, сестры и брат. Тесновато да и хлопотно. А тут случай - пустовал дом «замужней моей сестры Ольги Голубцовой, муж которой был преподавателем Аракчеевского кадетского корпуса и человеком архиблагонамеренным».

Так что, встретив на вокзале Владимира Ульянова, она повезла его в пустовавший дом на Большой Печерской улице. «Ключи от квартиры были в его распоряжении, и он мог приходить и уходить, когда угодно».
А где жила в это время Аполлинария Якубова? Неизвестно. Вот тут думай и гадай.

Любовные терзания за тюремными стенами

Нижегородскими краеведами точно установлено, что Владимир Ульянов пробыл летом 1894 года в Нижнем три дня и две ночи. Далее его путь лежал в Самару.
Что же нового внесло в отношении Ульянова и Якубовой нижегородское свидание? Увы, ничего. «Нет!» Якубовой было твердым.
Молодой человек в очередной раз потерпел поражение, но это его не сломило. В арсенале революционера Ульянова было много способов достижения цели.
В декабре 1895 года «Старик» был арестован. Тюрьма стала непредвиденной остановкой и он использовал ее для тайного писания листовок и разработок тезисов своего капитального труда «Развитие капитализма в России».

Но не только этим были наполнены тюремные будни. Надежда Константиновна Крупская вспоминает: «... Как ни владел Владимир Ильич собой, как ни ставил себя в рамки определенного режима, а нападала, очевидно, и на него тюремная тоска. В одном из писем он развивал такой план. Когда их выводили на прогулку, из одного окна коридора на минутку виден кусок тротуара Шпалерной. Вот он и придумал, чтобы мы — я и Аполлинария Александровна Якубова в определенный час пришли и стали на этот кусочек тротуара, тогда он нас увидит. Аполлинария почему-то не могла пойти, а я несколько дней ходила и простаивала подолгу на этом кусочке».

Твердой девушкой была Аполлинария. Даже просьба сидевшего в тюрьме товарища ее не тронула. Зато…
Когда Владимир Ульянов вышел из Дома предварительного заключения, Аполлинария ждала его у ворот тюрьмы и сразу же бросилась ему на шею. Она целовала его, смеясь и плача одновременно. Так запомнила эту сцену Анна Ульянова, которая симпатизировала Якубовой и недолюбливала Крупскую.

Трудно сказать, вселил ли «необдуманный поступок» Аполлинарии новую надежду во Владимира Ульянова, но это было уже неважно. В тюрьме его посетила гениальная идея, воплощение которой вызовет неодобрение только у старой народницы Веры Засулич. Она обвинит большевиков в отсутствии всяческой морали. Молодым же революционерам идея «Старика» понравилась.

Назначить Крупскую … женой

После отсидки в тюрьме Владимиру Ульянову грозила ссылка в далекую и глухую Сибирь. Памятуя о том, что вслед за декабристами в путь отправились и жены, Ильич прикинул, что это было бы удобно и сейчас. Ссылка ведь не тюрьма. Там нет казенных харчей, казенной одежды... А мелочи быта, как известно, отвлекают от революционной борьбы.

Но у большинства кандидатов в ссыльные не было жен, не успели обзавестись. «Старик» предложил назначать их из числа тех молоденьких учительниц-фанаток, которые примкнули к рабочим кружкам. Им предстояло, повинуясь партийной дисциплине, быть назначенными в жены.

Доброволкой оказалась и Надежда Константиновна Крупская. Она предложила Владимиру Ульянову взять в жены ее. Наивная, она не знала о глобальном замысле начинающего вождя. Он ведь в первую очередь думал о «Кубочке». Теперь она должна подчиниться партийной дисциплине, а дальше стерпится-слюбится...

Но Аполлинария не подчинилась строгим правилам. Нет, она не побоялась ехать в ссылку. Она в ней вскоре окажется сама и будет жить в соседстве с Ульяновым, но ни разу не навестит его. Лишь ограничится телеграммой, поздравив молодую чету Ульянов—Крупская с днем венчания.

Потерпев еще одно поражение на фронте личной жизни, Ульянов смирится с ним и вспомнит еще об одном резерве, которым располагал.

Для нас как-то непривычно называть Ленина Ульяновым. Но до ссылки в Шушенское он был именно Ульяновым, а над историей его псевдонима ломали головы многие историки и лишь недавно опубликовала свою версию писательница Лариса Васильева, долгое время «копавшая» кремлевские тайны.

Она обнаружила еще одну пассию Владимира Ульянова — казанскую красавицу Елену Ленину. История их взаимоотношений и вовсе покрыта тайной. Быть может, это была тоже фанатичная марксистка, любившая острые ощущения. Она якобы пообещала Ульянову последовать за ним в Сибирь. Но когда перед ней открылась реальная перспектива, она ответила отказом.

Огорченный Владимир Ульянов был окончательно сломлен и тут же послал письмо с признанием в любви Надежде Крупской. Много позднее друг, а скорее соратник Ленина Глеб Максимилианович Кржижановский признается:
«Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зинаида (Невзорова. — Авт.) была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было...»

На долгие годы Владимир Ильич, ставший уже Лениным, обрел душевный покой и полностью погрузился в работу по разрушению самодержавия, которая ему успешно удалась.

Заграничный эпилог

На этом можно было бы и завершить рассказ о первой неразделенной любви Владимира Ильича Ленина к Аполлинарии Якубовой. Да, но как же сложилась ее судьба? Не пересекались ли они по жизни?
Ильич встречался с Аполлинарией Александровной Якубовой. Вот как об этом рассказывает Надежда Константиновна Крупская: «В Лондоне мы встретились с членом нашей питерской группы — Аполлинарией Александровной Якубовой... После ссылки, откуда она бежала, Аполлинария вышла замуж за Тахтарева, бывшего редактора «Рабочей мысли». Они жили теперь в эмиграции, в Лондоне, в стороне от работы. Аполлинария очень обрадовалась нашему приезду.

Тахтаревы взяли нас под свою опеку, помогли нам устроиться дешево и сравнительно удобно. С Тахтаревыми мы все время виделись, но так как мы избегали разговоров о рабочемыслемстве, то в отношениях была известная натянутость. Раза два взрывало. Объяснялись. В январе 1903 г., кажется, Тахтаревы (Тары) официально заявили о своем сочувствии направлению «Искры».

По всей видимости, Аполлинария Александровна в Россию больше не вернулась. Фотографий Якубовой мы нигде не нашли, в советской печати они не публиковались. Большевики не любили поминать тех, кто отрекался от их идей и шел своей дорогой. Эти люди предавались забвению, даже если некогда были больше, чем друзьями.








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Новый сезон театра «Ромэн» открыл легендарный спектакль «Мы — цыгане»
17.09.2024 12:00 Новый 93-й театральный сезон в театре «Ромэн» традиционно открыл культовый спектакль-рекордсмен «Мы — цыгане». На сегодняшний день эта постановка показана около 2500 раз. В спектакле задействована вся труппа театра.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100