Цель устроителей выставки - отразить ключевые аспекты многогранного творчества художника, включая широкий спектр произведений, существенную часть которых составляют никогда не экспонировавшиеся на выставках полотна, этюды, наброски, эскизы, графические листы, архивные материалы, личные вещи. Здесь представлено около пятидесяти больших полотен Пурыгина, свыше тридцати его этюдов и порядка пятидесяти графических листов.
Экспозиция выставки занимает все пространство музея. На первом этаже особый интерес представляет кладовая, где царит атмосфера «пурыгинского хаоса», здесь можно познакомиться со всем многообразием материалов, которые использовал художник в своем творчестве (всевозможные доски, двери, оконные рамы, клочки бумаги, ткани, фольги) - все, что у Пурыгина превращалось в произведение искусства.
На втором этаже зрителя встречают знакомые, ставшие уже классикой произведения - ранние полотна «За Волгой», «Рождествено», «Рябина», «Осокорь», а также графические работы, выполненные в разных техниках.
Далее пришедший на выставку попадает в мастерскую художника, в привычную для него обстановку, которая через вещи передает зрителю творческую энергию, неординарность личности, размах, темперамент Пурыгина.
На третьем этаже - коллажи, поисковые композиции, законченные и незаконченные холсты. Большая часть этих работ, как живописных, так и графических, не знакома зрителю.
Валентин Захарович Пурыгин родился 20 августа 1926 года в селе Осиновке Саратовской области в семье крестьянина. В 1931 году семья переехала в Самару. Первые уроки рисунка и живописи он получил в студии старых самарских художников Г.П. Подбельского и П.А. Краснова. С 1939 года по 1944 Пурыгин учился в Московской средней художественной школе, в 1950 году окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, где работал в мастерской известного советского художника Г.Г. Ряжского. В Самару (тогда Куйбышев) Пурыгин вернулся в 1951 году. Вместе с Г.В. Филатовым, И.Е. Комиссаровым, А.А. Кулаковским, Ю.И. Филипповым и другими молодыми художниками он с энтузиазмом исследовал характерные мотивы Волги, Заволжья, Жигулей, но не меньшее место в их деятельности в этот период заняла тема преобразования природы, строительства новой жизни.
В 60-е годы Пурыгин увлекается французскими постимпрессионистами, пуантилизмом Сера и Синьяка, чтобы «поднять цвет», ищет новой живописной экспрессии (пейзажи Гурзуфа и Судака).
Творчество Пурыгина стало заметным явлением на областных, зональных, республиканских выставках. В 1971-1972 годах в Куйбышеве и Москве состоялись персональные выставки художника. Но далее в судьбе Пурыгина намечаются, казалось бы, принципиальные изменения: в 1973 году он переезжает в Подмосковье (Загорск), а затем и в Москву. Однако и тогда его жизнь как бы раздваивается между Москвой и Куйбышевом, с которым художник был нерасторжимо связан. И в 1979 году он окончательно возвращается на волжские берега. В творчестве его происходят существенные, качественные перемены - на первый план выходит тема бунта «дикой», «естественной» природы против цивилизации. Художник выводит на свои полотна череду пестрых, гротесковых персонажей языческого пантеона, персонифицирующих природные силы, - это бог Ярила, лешие, русалки. Параллельно усиливается тема безумия цивилизации, грядущего Армагеддона: на его картинах разгневанная Волга вступает в город, знакомые самарские реалии на глазах зрителя погружаются на дно. На первый план в творчестве художника выходят раздумья о глобальной судьбе мира, обуреваемого Злом.
В 1991 году в Самарском художественном музее, а через 2 года в Москве, в Доме художника, состоялись персональные выставки Пурыгина, получившие большой общественный резонанс. Казалось бы, впереди - новые творческие перспективы. Но внутренний барометр мастера продолжал показывать «бурю». Последнее десятилетие жизни было непростым для Пурыгина временем. Художник скончался 29 октября 2002 года.
Творческое наследие Валентина Пурыгина, представляющее собой одну из ярчайших культурных ценностей Самары, не утрачивающее своей значимости и на фоне всего российского искусства ХХ века, ждет своего дальнейшего изучения.
Ссылки по теме: